станут солнцами. Таковы в природе подъемы и падения Закона Кармы.
__________
* Марс.
** Меркурий.
*** Солнце.
Будь подобен им, лану. Давай свет и утешение трудящемуся путнику и разыскивай
того, кто знает ещё меньше тебя; кто пребывает в горестном
одиночестве; кто алчет хлеба Мудрости и хлеба, питающего тень;
без Учителя, без надежды и утешения, и пусть он услышит о Законе.
Поведай ему, о стремящийся, что сделавший гордость и самомнение
рабами служения, привязанный к существованию, но всё же прилагающий
своё терпение, чтобы подчиниться Закону, подобно благоухающему
цветку у ног Шакья-Тхуб-па,* уже в этом рождении становится шротапатти.71
Сиддхи совершенства могут брезжить ещё вдали, но первый шаг сделан,
он вступил в поток и может приобрести зрение горного орла и слух
робкой оленихи.
__________
* Будда.
Поведай ему, о ищущий, что истинное благочестие может вернуть ему знание,
принадлежавшее ему в прежних жизнях. Зрение и слух дэв не приобретаются в
одном кратком рождении.
Будь скромен, если хочешь достичь Мудрости.
Будь ещё скормнее, если Мудростью уже овладел.
Будь подобен океану, принимающему все потоки и реки. Могучий
покой океана остается непоколебим — он не чувствует их.
Сдерживай низшее я Божественным.
Сдерживай Божественное Вечным.
Воистину велик победивший желание.
Но ещё более велик тот, в ком Божественное Я уничтожило саму мысль о желании.
Стереги свое низшее, дабы не осквернило оно высшее.
Путь к конечному освобождению — в твоем Я.
Путь этот и начинается, и кончается вне я.72
Не восхваляема людьми и скромна мать всех рек в гордых глазах тиртхик,73
ничтожен в глазах дураков облик человека, хотя бы он и был полон
сладких вод амриты. И всё же место рождения священных рек — святая
земля, а обладающий Мудростью в почёте у всех людей.
Арханы и мудрецы безграничного Видения74 редки, как
цветок дерева Удамбара. Арханы рождаются в полночный час вместе со
священным растением о девяти и семи стеблях,75 со святым
цветком, который расцветает во мраке, питаемый чистой росой на ледяном
ложе увенчанных снегом вершин, на которые не ступала ни одна грешная нога.
О лану, никто не становится арханом в том же рождении, в котором
впервые устремился к конечному освобождению. И всё же, о стремящийся,
ни одному воину, добровольно вступающему в яростную битву между живым и
мертвым,76 ни одному новобранцу не может быть отказано в
праве вступить на Путь, ведущий к полю Брани.
Ибо он должен либо победить, либо пасть.
Если победит — воистину он достигнет нирваны. Но ранее, чем сбросит
он свою тень, смертную оболочку, чреватую болью и беспредельными
страданиями, люди признают в нем великого и святого Будду.
Если же он падет, даже тогда это будет не зря; враги, сокрушенные
им в последней битве, уже не вернутся к жизни в следующем его рождении.
Но желаешь ли ты достичь нирваны, или отвергнуть эту награду,77
пусть плоды действия и недеяния не будут твоим побуждением, о
неустрашимый сердцм.
Знай, что бодхисаттва, жертвующий освобождением ради отречения,
чтобы облечься в страдания "Тайной Жизни",78 именуется
"трижды Чтимым", о ты, избирающий удел скорбей на протяжении циклов.
Ученик, Путь един, но в конце он двояк. Его этапы отмечены
четырьмя и семью Вратами. В конце одного пути — блаженство
немедленное, в конце другого — блаженство отсроченное.
Оба — воздаяния за заслугу: выбор твой.
Один становится двумя, "Открытым" и "Тайным".79
Первый ведет к цели, второй — к самопожертвованию.
Когда ради Вечного жертвуешь преходящим, награда — твоя; капля
возвращается туда, откуда пришла. "Открытый" Путь ведет к
неизменному изменению — нирване, великолепному состоянию
Абсолютности, к Блаженству превыше человеческой мысли.
Таким образом, первый путь — это ОСВОБОЖДЕНИЕ.
Но второй путь — ОТРЕЧЕНИЕ, и потому именуется "Путём Скорби".
Этот "Тайный" путь ведёт архана к неизреченной умственной печали;
печали за "живых мертвецов"80 и бессильной жалости к
людям, страдающим от кармы; но всё же мудрецы не вмешиваются в
эти кармические плоды.
Ибо написано: "Учи воздерживаться от причин; волнению же следствий
позволь идти своим путём, как великой приливной волне".
"Открытый Путь", лишь только достигнешь его цели, заставит тебя
отвергнуть тело бодхисаттвы и вступить в трижды блаженное состояние
дхармакайи, забвению мира и людей навсегда.
"Тайный Путь" ведёт к блаженству паранирваны, но в завершение
неисчислимых кальп, нирваны заслуженной и утраченной