больше нет.
Но как только ты прошёл врата кшанти, предпринимается третий шаг.
Твое тело — твой раб. Теперь готовься к четвёртым — Вратам соблазнов,
обольщающих внутреннего человека.
Как только ты приблизишься, прежде чем рука твоя поднимет затвор четвертых
Врат, ты должен овладеть всеми умственными изменениями в своём Я,
победить полчища мысленных ощущений, которые, тонкие и коварные,
непрошенно прокрадываются в светлое святилище души.
Если не желаешь быть уничтожен ими, ты должен обезвредить
собственные создания, порождения своих мыслей, которые невидимыми и
неощутимыми роятся вокруг рода человеческого. Они — потомство и наследие
человека и его земных скверн. Ты должен изучить пустоту
кажущейся полноты и полноту кажущейся пустоты. О бесстрашный
стремящийся, взгляни глубоко в родник собственного сердца и отвечай:
знаешь ли ты силы Я, о постигающий внешние тени?
Если не знаешь — ты пропал.
Ибо на четвертом Пути самое легкое дуновение страстей или желаний
заставит колебаться ровный свет на чисто белых стенах Души. Малейшая
волна сожаления или тоски по обманчивым дарам майи, проходящая по
антаскаране — пути между твоим Духом и твоим я, магистрали
ощущений, грубых породителей ахамкары,95 — мысль,
столь же мимолетная, как вспышка молнии, лишит тебя всех трех наград,
которые заслужены тобой.
Ибо знай: ВЕЧНОЕ не знает перемен.
"Оставь безвозвратно восемь жестоких сожалений. Если не покинешь их,
то уж точно не сможешь прийти ни к мудрости, ни к освобождению." —
сказал великий Владыка, Татхагата Совершенства, "тот, кто
следовал по стопам своих предшественников".96
Сурова и непреклонна добродетель вайрагьи. Если хочешь овладеть её путём,
твой ум и твоё восприятие должны быть ещё свободнее от своего убивающего
действия, чем раньше.
Ты должен проникнуться чистой алаей, стать единым с Душою-Мыслью природы.
В единстве с нею ты непобедим; обособившись, ты станешь игралищем
самвритти,97 источника всех заблуждений мира.
Всё в человеке преходяще, кроме чистой яркой сущности алайи.
Человек — её кристальный луч; луч непорочного света внутри,
форма из материального праха — внизу, снаружи. Этот луч — твой
водитель жизни и твоё истинное Я, Наблюдатель и безмолвный Мыслитель,
жертва твоего низшего я. Твою душу нельзя поранить, кроме как через
твоё заблуждающееся тело; управляй и владей обоими, и ты невредимо
приблизишься к "Вратам Равновесия".
Будь же бодр, путник, дерзающий попасть "на другой берег"! Не
внимай нашептываниям сонмища Мары; отгони искусителей, этих злых духов,
ревнивых лхамайинов,98 витающих в бесконечном пространстве.
Держись! Ныне приближаешься ты к среднему входу, к Вратам Скорби, с их
десятью тысячью ловушек.
Овладей своими мыслями, если желаешь переступить порог, о стремящийся к
совершенству!
Овладей своей душой, если желаешь достичь цели, о ищущий нетленной истины!
Сосредоточь взор души на Едином Чистом Свете, свободном от
пристрастия, и примени золотой ключ.
. . . . . . . .
Тяжелая задача исполнена, твой труд почти окончен. Широкая бездна,
разверзавшаяся, дабы поглотить тебя, почти перекрыта.
Отныне ты миновал ров, кольцом окружающий вход в обитель страстей
человеческих. Теперь ты победил Мару и его яростные полчища.
Ты удалил скверну из своего сердца и кровью очистил его от всех нечистых
желаний. Но, славный воин, задача ещё не выполнена. Воздвигай, лану,
выше стену, что оградит Святой Остров,* плотину, что защитит твой ум от
гордости и мысленного удовлетворения достигнутым.
___________
* Высшее или мыслящее Я.
Чувство гордости может испортить работу. Да, воздвигай свой оплот
нерушимо, дабы яростный напор бушующих волн, которые рвутся и вздымаются
на его берег, устремляясь из великого океана майи, не смог поглотить
путника вместе с островом даже тогда, когда победа уже одержана.
"Остров" твой подобен оленю, твои мысли подобны неутомимой своре,
которая изнуряет и преследует бегущего к потоку Жизни. Горе оленю, если
догонят его лающие бесы, прежде чем достигнет он Долины Прибежища,
дхьяна марги, называемой "путём чистого знания".
Прежде чем сможешь утвердиться в дхьяна марге99 и
назвать её своею, твоя душа должна стать подобной спелому плоду манго:
к чужим страданиям столь же мягкой и сладкой, как его прозрачно-золотистая
мякоть, и столь же твердой к своим собственным болям и скорбям, как тверда
его сердцевина, о покоритель Блага и Горя.
Пусть твоя душа будет тверда к западням Я; заслужи для неё
имя "Алмазной Души".100
Ибо