Е. П. Блаватская

Голос Безмолвия

достигнешь седьмого порога и пройдешь врата конечного знания, но

лишь для того, чтобы повенчаться с горем — и если хочешь быть Татхагатой,

следуй по стопам предшественника, оставайся бескорыстным до

бесконечного конца.

Ты просвещен — избери свой путь.

. . . . . . . . . . . . . .

Взирай на нежное сияние, заливающее восточное небо. В хвалебном

гимне слились земля и небо. От четырёх проявленных сил возносятся

песнопения любви — и от пылающего Огня, и от струящейся Воды, и от

благовонной Земли, и от стремительного Ветра.

Внимай!.. Из глубины неизмеримого вихря того золотого света, в волнах

которого купается Победитель, бессловесный голос всей

природы тысячью тонов возносится дабы возвестить:

Радость вам, люди мьялбы116

Путник вернулся "с того берега".

Родился новый архан.117

МИР ВСЕМ СУЩЕСТВАМ118

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Палийское слово iddhi — синоним санскритского сиддхи,

т. е. психические способности или сверх-нормальные силы в человеке.

Есть два типа сиддх. Одна группа охватывает все низшие, грубые, психические

и ментальные энергии, другая — духовные силы, достигаемые высшим

ученичеством. Кришна в "Шримад Бхагаватам" говорит: "Тот, кто занят

совершением йоги, подчинил свои чувства и сосредоточил свой ум во мне,

тому йогу готовы служить все сиддхи".

2. Нада, "беззвучный Голос" или "Голос

Безмолвия"; еще ближе к подлинному смыслу было бы "Голос в

Духовном Звуке", так как нада — санскритское слово,

соответствующее термину священного языка сензар.

3. Дхарана — глубокое и совершенное

сосредоточение ума на каком-нибудь внутреннем объекте, сопровождаемое

полной отвлечённостью от всего, относящегося к внешней вселенной или

миру чувств.

4. "Великий Учитель" — термин, употребляемый лану или челами

для обозначения "Высшего Я". Это то же самое, что Авалокитешвара

и соответствует ади-будде буддийких оккультистов,

Атману (высшему Я) браманов и Христу у древних гностиков.

5. Слово "душа" используется здесь для обозначения человеческого

эго или манаса, который в нашем оккультном семеричном разделении

именуется "человеческой душой" (см. "Тайную Доктрину" о различении

духовной и животной души).

6. Маха-майа, великая иллюзия,

вещественная вселенная.

7. Саккаядиттхи — обманчивость личности.

8. Аттавада — ложная вера в душу, или скорее, в

отдельность каждой души или Я от Единой Мировой, бесконечной души.

9. Таттвагьяни — знающий или различающий начала в природе или

в человеке, а атмагьяни — энающий атман или Мировое, Единое Я.

10. Кала-хамса, "птица" или лебедь (см. прим. 11).

Нада-бинду упанишада (см. Риг Веду в переводе Теософического о-ва в

Кумбхаконаме) говорит: "Слог А рассматривается как её правое крыло,

У — как левое, М — как хвост, а ардха-матра (пол-меры) считается её

головой".

11. Вечность имеет на Востоке совершенно иное значение, чем у нас.

Она означает обыкновенно 100 лет или "век" Брамы — одну

кальпу, или период в 4320000000 лет.

12. Нада-бинду упанишада говорит: "Йог, взобравшийся на

птицу Хамсу (таким образом размышляющий об АУМ), не подлежит

влиянию кармы или миллионам грехов".

13. Отдай жизнь физической личности, если хочешь жить в духе.

14. Три состояния сознания — джаграт (бодрствование),

свапна (дремота), и сушупти (глубокий сон); эти три

состояния йога ведут в четвертое —

15. Турия — состояние высокого духовного сознания

за пределами сушупти, превыше всех.

16. Некоторые мистики в своих трудах на санскрите выделяют семь

планов бытия, семь духовных лок или миров в теле

Кала-хамсы, Лебеде вне времени и пространства,

преобразующемого в Лебедя во времени и пространстве, когда

он становится Брахмой вместо Брахмана (среднего рода).

17. Явленный мир чувств и земного сознания — всего лишь.

18. Астральная область, психический мир сверхчувственных восприятий и

обманчивых видений, мир медиумов. Это великий "Астральный змей" Элифаса

Леви. Ни один цветок, сорванный в этих областях, никогда не приносился

на землю без змеи, обвившейся вокруг его стебля. Это мир Великой

Иллюзии.

19. Область полного духовного сознания. Для достигшего её более нет опасности.

20. Посвященный, ведущий ученика через даваемое ему знание к духовному или

второму рождению, называется Отцом, гуру или Учителем.

21. Аджняна — это невежество или не-мудрость, в

противоположность джняне.

22. Мара в экзотерических религиях — это демон,

асура, но в эзотерической философии это персонифицированное

искушение человеческих пороков, и в буквальном переводе