означает
"убивающий" душу. Он представлен в виде царя мар с короной, в
которой сияет камень такого блеска, что ослепляет тех, кто на него
смотрит, конечно же под блеском этим имеется в виду очарование,
которым привлекает порок некоторые натуры.
23. Внутреннее убежище Сердца, на санскрите называемое
брахма пури. "Огненная сила" — это кундалини.
24. "Сила" и "Матерь мира" — имена, данные кундалини —
одной из мистических йогических сил. Это буддхи
рассматриваемое, как активный, а не пассивный принцип (каковым он
является обычно, будучи рассматриваем лишь как проводник или
оболочка высшего духа, атмы). Это электро-духовная сила, творческая
сила, которая, будучи пробуждена, может так же легко убить, как она
может и творить.
25. Кешара, "небоходец". Как объясняется в в 6-ой
адхьяе Дхьянешвари, царя мистических трудов,
что тело йога становится как бы образованным из ветра,
"облаком, из которого члены выступают как побеги", после чего йог
"видит за пределами морей и звёзд; он слышит язык дэв и понимает
его, и воспринимает происходящее в уме муравья".
26. Вина — это индийский струнный инструмент, схожий с лютней.
27. Шесть принципов человека; это означает, что когда личность уничтожена,
внутренняя индивидуальность вливается в седьмое или дух, теряясь в нём.
28. Ученик един с Брахманом или Атманом.
29. Астральная форма, создаваемая камическим принципом, кама-рупа
или тело желаний.
30. Манаса-рупа. Кама-рупа относится к астральному или
личному я, а манаса-рупа — к индивидуальности
или перевоплощающемуся Я. Это его сознание на нашем плане или
низший манас должно быть парализовано.
31. Кундалини называется змеевидной или кольцеобразной
силой ввиду её спирального действия или продвижения в теле аскета,
развивающего в себе эту силу. Это — огненная электрическая оккультная
или фохатическая сила, великая изначальная сила, лежащая в основе
всякой органической и неорганической материи.
32. Этот "Путь" упоминается во всех мистических книгах. Как говорит Кришна
в "Дхьянешвари, "на этом Пути, куда ни направишься —
к цветению востока или кельям запада, — о держатель лука, путешествие по
этой дороге происходит без движения. На этом пути, в какое место ни
пойдёшь — то место становится твоим собственным Я". "Ты и есть путь" —
говорится адепту-гуру, а он говорит то же ученику после посвящения.
"Я есмь Путь"... говорит другой Учитель.
33. Адептство — "цветение бодхисаттвы".
33a. Нирвана есть небытие только с точки зрения нашего конечного сознания;
в действительности, нирвана равносильна абсолютному Бытию; так же, как
абсолютное сознание, с точки зрения ограниченного сознания, равносильно
бессознанию, ибо оно соединяет воедино познающего, познаваемое и познание.
Прим. перев.
34. Танха — "воля к жизни", страх перед смертью
и любовь к жизни — та сила или энергия, что вызывает новое рождение.
35. Эти мистические звуки или мелодия, слышимые аскету в начале его
цикла медитации, называются йогами анахад-шабд.
36. Это означает, что к шестой ступени, в оккультной системе
именуемой дхарана, всякое чувство
должно быть уничтожено как индивидуальная способность, перейдя и
влившись в седьмое чувство, самое духовное.
37. См. прим. 3.
38. Каждая ступень развития в раджа-йоге символизируется геометрической
фигурой. В данном случае это священный Треугольник, он предшествует
дхаране. [Треугольник] — знак высоких чел, в то время
как другой вид треугольника — знак высших посвящённых. Это символ
"Я", о котором говорил Будда и который он использовал в качестве
символа воплощённой формы Татхагаты по освобождении от трёх методов
праджни. Как только предварительные и низшие стадии пройдены,
ученик видит уже не треугольник, а обозначение истинной семеричности.
Его истинная форма не может быть здесь приведена, поскольку почти
несомненно будет осквернена какими-нибудь шарлатанами, которые
воспользуются ей для своих надувательских целей.
39. Звезда, горящая над головой — это "звезда посвящения".
Знак шайв, поклонников Шивы, покровителя всех йогов — это чёрное
круглое пятно, в настоящее время его считают символом Солнца,
но в оккультизме это звезда посвящения, её он и изображал в древности.
40. Основа (упадхи) Пламени недостижимого, пока аскет еще
живет на земле.
41. Дхьяна — последняя стадия перед той, что является
заключительной на этой земле, перед тем, как стать полным
махатмой. Как уже говорилось, в этом состоянии радж-йог еще
сохраняет духовное самосознание и деятельность своих