Е. П. Блаватская

Голос Безмолвия

высших

принципов, но еще один шаг вперед, и он окажется на плане за

пределами седьмого (или четвёртого, согласно учению некоторых школ).

Эти стадии, имеющие место после практики пратьяхары —

предварительного обучения, имеющего целью контроль ума и мыслей —

включают дхарану, дхьяну и самадхи, вместе образуя то,

чему дано общее наименование самньямы.

42. Самадхи — это состояние, когда йог теряет сознание всякой

индивидуальности, включая и свою собственную. Он становится Всем.

43. Четыре истины в северном буддизме: ку — страдание или

скорбь; ду — совокупность соблазнов (желание удовлетворить

которые приводит к страданиям, чаще цзи — прим. ред.);

ме — их прекращение; и дао — Путь. "Пять преград" — это

сознание страдания, истина о бренности человеческой, давление ограничений

и абсолютная необходимость освободиться от всяких уз страсти и даже

от желаний. "Путь спасения" последняя из них.

44. Во вратах "совокупности соблазнов" Маха Мара — царь мар — пытается

ослепить стремящегося сверканием своего драгоценного камня.

45. Это четвёртый из пяти путей к перерождению, что ведут и

перемешивают человеческих существ в непрестанно меняющиеся

состояния горя и радости. Эти "пути" — лишь подразделения Единого

Пути, которому следует карма.

46. Две школы учения Будды: эзотерическая (тайная) и экзотерическая (явная)

называются "Доктриной Сердца" и "Доктриной Ока". В Китае, откуда эти слова

попали в Тибет, Бодхидхарма назвал их цзун мэнь и цзяо-мэнь.

Первое учение названо так потому, что оно исходило из сердца Будды,

тогда как "Доктрина Ока" была плодом его головы, его ума. "Доктрина Сердца"

носит также название "печати истины", или "истинной печати", коий символ

встречается на заголовках почти всех эзотерических трудов.

47. "Древо познания" — имя, данное последователями бодхи-дхармы

(религии мудрости) тем, кто достиг высот мистического знания — адептам.

Нагарджуна, основатель школы мадхьямика, назывался "Драконовым Деревом",

так как дракон является символом Мудрости и Знания. Дерево почитается потому,

что именно под деревом бодхи (мудрости) Будда получил своё рождение

и просветление, произнёс свою первую проповедь и под ним же скончался.

48. "Тайное сердце" означает эзотерическое учение.

49. "Алмазная Душа", ваджрасаттва, название даваемое верховному

будде, "Владыке всех мистерий", именуемому также ади-буддой.

50. Сат — единая вечная Абсолютная Реальность и Истина, всё же

остальное — иллюзия.

51. Из учения Шэнь-сю, учившего, что человеческий ум подобен

зеркалу, привлекающему и отражающему каждый атом пыли, и что, подобно

зеркалу, ум нуждается во внимательном присмотре и ежедневном очищении.

Шэнь-сю был шестым патриархом северного Китая, который учил тайной

доктрине Бодхидхармы.

52. "Истинным Человеком" северные буддисты называют перевоплощающееся

"я" (ego), которое, соединившись с высшим Я, становится буддой.

53. Будда значит "просветленный" .

54. Экзотерический буддизм для масс. См. прим. 46.

55. Обычная формула, предваряющая буддийские писания, означающая, что всё

последующее имеет своим источником устную передачу самого Будды и его

архатов.

56. Ратхапала, великий архат, обращается так к своему отцу в

легенде под названием "Ратхапала сутрасанне", но как и все такие

легенды, это — аллегория. У отца Ратхапалы был дом о семи дверях —

вот и порицание всем понимающим их буквально.

57. Высшее Я — седьмой принцип.

58. Наши физические тела в мистических школах называются "тенями".

59. Отшельник, который, став йогом, удалился в джунгли и живёт в лесу.

60. Жулай — китайское соответствие имени Татхагата, титул, приложимый к

каждому будде.

61. И северные, и южные традиции сходятся в том, что Будда немедленно, как

только разрешил проблему жизни — т. е. достиг внутреннего просветления —

покинул уединение и начал открыто учить человечество.

62. Каждое духовное я — это, согласно эзотерическому учению,

луч планетного духа.

63. Личности или физические тела называются "тенями", они преходящи.

64. Ум (манас), мыслящий принцип или "я" человека имеет

отношение к самому "Знанию", поскольку человеческие "я" называются

манасапутрами — сынами (мирового) Ума.

65. См. примечание 115 и далее к разделу "Семь врат".

66. Названия облачения шанджня-вешу, происходит от

от Раджагрихи, третьего великого архата или "патриарха",

как называют востоковеды членов иерархии тридцати трех архатов, которые

распространяли буддизм. "Облачение шанджня" метафорически

означает обладание