Е. П. Блаватская

Голос Безмолвия

в форме камарупы (скорлупы).

91. Северные буддисты и китайцы находят в глубоком гуле некоторых

из великих и священных рек основную ноту природы. Оттого и это

сравнение. Как физической науке, так и оккультизму известен факт,

что совокупный звук природы, который слышится в гуле больших рек, в шуме

качаемых ветром древесных вершин большого леса, также и в гуле большого

города, доносящегося из отдаления, — имеет определенную основную

ноту вполне удостоверяемой частоты. На это указывалось и физиками, и

музыкантами. Так, профессор Райс (см. "Chinese Music") указывает,

что китайцам этот факт был известен за тысячелетия до нашего времени;

они утверждали, что шум реки Хуанхэ дает ноту гун, именуемую в

китайской музыке "великой нотой". Он показывает, что эта нота

соответствует ноте фа, "в которой современные физики

усматривают истинную тонику природы". Проф. Б. Силлиман в своей книге

"Principles of Physics" также упоминает об этом и говорит, что "эта

нота соответствует среднему фа фортепиано и может быть

рассматриваема как основная нота природы".

92. Боны или дугпы из секты "красных шапок" считаются самыми

опытными в колдовстве. Они обитают в западном и малом Тибете, а

также в Бутане. Все они тантрики. Весьма смехотворно, что

востоковеды, такие как Шлагинтвайт и другие, посещавшие

приграничные районы Тибета, смешивают их ритуалы и отвратительные

практики с религиозными взглядами восточных, "желтошапочных" лам

и их нарджолов или святых людей. Следующее является примером.

93. Дордже (палийское) или ваджра (санскритское название) —

орудие в руках некоторых богов (тибетские драгшед, дэвы,

охранители людей), которому приписывают такую же оккультную силу

для отражения злых влияний, какой в химии обладает озон для очищения

воздуха. Это также и мудра, жест и поза, применяемые

в медитации. Короче, это — символ власти над невидимыми дурными

влияниями, проявляется ли она в телодвижении или талисмане.

Бонцы и дугпы, однако, присвоили себе этот символ и злоупотребляют им

в целях черной магии. У "желтых шапок", или гелугпа, это символ

силы, подобно кресту у христиан, так что это ничуть не более "суеверно".

У дугпа же это скорей опрокинутый двойной треугольник, символ колдовства.

94. Вайрагья — чувство полного безразличия к предметной вселенной, к

удовольствию и боли. Слово "отвращение" не выражает верно его смысла,

но сродни ему.

95. Ахамкара — чувство "я" или личности, "самость".

96. Идущий по стопам предшественников или тех, кто пришёл до него —

вот истинный смысл имени Татхагата.

97. Самвритти — одна из двух истин, показывающая иллюзорный

характер или пустотность всех вещей. В данном случае — это

относительная истина. Школа махаяны учит различию между этими

двумя истинами — парамартхасатья и самвриттисатья

(сатья — истина). Это — яблоко раздора между мадхьямиками

и йогачарьями, первые из них отрицают, а вторые утверждают,

что каждый предмет существует благодаря предшествующей причине или

в силу совокупности. Мадхьямики — скорее отрицатели, нигилисты, для

них всё — парикальпита, иллюзия и заблуждение, как в

мире мысли и субъекта, так и во вселенной объектов. Йогачарьи —

скорее спиритуалисты. Потому самвритти как истина лишь

относительная служит источником всякой иллюзии.

98. Лхамайин — элементалы и злые духи, враждебные человеку.

99. Дхьяна марга — буквально "путь дхьяны",

или "путь чистого знания" парамартхи или (санскр.)

свасамведана — "анализирующий или видящий себя мысленный

процесс".

100. См. прим. 49. "Алмазная душа" или ваджрахара возглавляет

дхьяни-будд.

101. Здесь имеется в виду распространенное на востоке (как впрочем,

и на западе) верование, что каждый новый будда или святой — это новый

воин в святой рати, трудящейся ради освобождения и спасения человечества.

В странах северного буддизма, где учат доктрине о нирманакаях —

тех бодхисаттвах, которые отрекаются от заслуженной нирваны, или от

облачения дхармакайи (а и то и другое навсегда отрезает его от мира

людей), чтобы невидимо помогать человечеству и в конце концов

привести его к паранирване, каждый новый бодхисаттва или посвящённый

великий адепт называется "освободителем человечества". Заявление

Шлагинтвайта в его "Буддизме в Тибете", что "прулпэ ку" или

"нирманакая" — это тело, в котором будды или бодхисаттвы

являются на землю, чтобы учить людей — до абсурда неточно и

ничего не объясняет.

102. Указание на то, что когда человеческие страсти и грехи

умерщвлены трудами и усилиями подвижничества, они служат

благодатной