в форме камарупы (скорлупы).
91. Северные буддисты и китайцы находят в глубоком гуле некоторых
из великих и священных рек основную ноту природы. Оттого и это
сравнение. Как физической науке, так и оккультизму известен факт,
что совокупный звук природы, который слышится в гуле больших рек, в шуме
качаемых ветром древесных вершин большого леса, также и в гуле большого
города, доносящегося из отдаления, — имеет определенную основную
ноту вполне удостоверяемой частоты. На это указывалось и физиками, и
музыкантами. Так, профессор Райс (см. "Chinese Music") указывает,
что китайцам этот факт был известен за тысячелетия до нашего времени;
они утверждали, что шум реки Хуанхэ дает ноту гун, именуемую в
китайской музыке "великой нотой". Он показывает, что эта нота
соответствует ноте фа, "в которой современные физики
усматривают истинную тонику природы". Проф. Б. Силлиман в своей книге
"Principles of Physics" также упоминает об этом и говорит, что "эта
нота соответствует среднему фа фортепиано и может быть
рассматриваема как основная нота природы".
92. Боны или дугпы из секты "красных шапок" считаются самыми
опытными в колдовстве. Они обитают в западном и малом Тибете, а
также в Бутане. Все они тантрики. Весьма смехотворно, что
востоковеды, такие как Шлагинтвайт и другие, посещавшие
приграничные районы Тибета, смешивают их ритуалы и отвратительные
практики с религиозными взглядами восточных, "желтошапочных" лам
и их нарджолов или святых людей. Следующее является примером.
93. Дордже (палийское) или ваджра (санскритское название) —
орудие в руках некоторых богов (тибетские драгшед, дэвы,
охранители людей), которому приписывают такую же оккультную силу
для отражения злых влияний, какой в химии обладает озон для очищения
воздуха. Это также и мудра, жест и поза, применяемые
в медитации. Короче, это — символ власти над невидимыми дурными
влияниями, проявляется ли она в телодвижении или талисмане.
Бонцы и дугпы, однако, присвоили себе этот символ и злоупотребляют им
в целях черной магии. У "желтых шапок", или гелугпа, это символ
силы, подобно кресту у христиан, так что это ничуть не более "суеверно".
У дугпа же это скорей опрокинутый двойной треугольник, символ колдовства.
94. Вайрагья — чувство полного безразличия к предметной вселенной, к
удовольствию и боли. Слово "отвращение" не выражает верно его смысла,
но сродни ему.
95. Ахамкара — чувство "я" или личности, "самость".
96. Идущий по стопам предшественников или тех, кто пришёл до него —
вот истинный смысл имени Татхагата.
97. Самвритти — одна из двух истин, показывающая иллюзорный
характер или пустотность всех вещей. В данном случае — это
относительная истина. Школа махаяны учит различию между этими
двумя истинами — парамартхасатья и самвриттисатья
(сатья — истина). Это — яблоко раздора между мадхьямиками
и йогачарьями, первые из них отрицают, а вторые утверждают,
что каждый предмет существует благодаря предшествующей причине или
в силу совокупности. Мадхьямики — скорее отрицатели, нигилисты, для
них всё — парикальпита, иллюзия и заблуждение, как в
мире мысли и субъекта, так и во вселенной объектов. Йогачарьи —
скорее спиритуалисты. Потому самвритти как истина лишь
относительная служит источником всякой иллюзии.
98. Лхамайин — элементалы и злые духи, враждебные человеку.
99. Дхьяна марга — буквально "путь дхьяны",
или "путь чистого знания" парамартхи или (санскр.)
свасамведана — "анализирующий или видящий себя мысленный
процесс".
100. См. прим. 49. "Алмазная душа" или ваджрахара возглавляет
дхьяни-будд.
101. Здесь имеется в виду распространенное на востоке (как впрочем,
и на западе) верование, что каждый новый будда или святой — это новый
воин в святой рати, трудящейся ради освобождения и спасения человечества.
В странах северного буддизма, где учат доктрине о нирманакаях —
тех бодхисаттвах, которые отрекаются от заслуженной нирваны, или от
облачения дхармакайи (а и то и другое навсегда отрезает его от мира
людей), чтобы невидимо помогать человечеству и в конце концов
привести его к паранирване, каждый новый бодхисаттва или посвящённый
великий адепт называется "освободителем человечества". Заявление
Шлагинтвайта в его "Буддизме в Тибете", что "прулпэ ку" или
"нирманакая" — это тело, в котором будды или бодхисаттвы
являются на землю, чтобы учить людей — до абсурда неточно и
ничего не объясняет.
102. Указание на то, что когда человеческие страсти и грехи
умерщвлены трудами и усилиями подвижничества, они служат
благодатной