почвой, в которой могут развиваться "святые ростки"
высочайших добродетелей. Ранее существовавшие или врожденные
добрые качества, таланты и дарования считаются приобретёнными в предыдущих
жизнях. Все гении без исключения принесли свои таланты и склонности
из прежнего существования.
103. Титикша — пятая ступень раджа-йоги, состояние полного
безразличия; принятия, если это необходимо, того, что для всех называется
"радостью и горем", без извлечения из этого удовольствия или боли.
Короче, это физическая, умственная и нравственная индифферентность
и нечувствительность как к радостям, так и к страданиям.
104. Совани — это практикующий сован, первый
путь в дхьяне, то есть шротапатти.
105. "День" означает здесь целую манвантару, период неисчислимой
продолжительности.
106. Гора Меру, священная гора богов.
107. Согласно символизму северного буддизма, в небесах Амибабхи или
"Безграничного Пространства" (Парабрахмана) есть два бодхисаттвы,
Гуаньши-инь и Дашичжи,* которые вечно излучают свет над тремя мирами,
где раньше жили, включая наш собственный (см. следующее примечание),
чтобы помочь светом (знания) обучению йогов, которые, в свою очередь,
будут спасать людей. Своим возвышенным положением в царстве
Амитабхи они обязаны делам милосердия, совершенным ими на земле,
когда они в свою очередь были йогами, так гласит аллегория.
__________
* Иначе — Авалокитешвара и Махастхамапрапта. — Прим. ред.
108. Эти три мира — три плана бытия, земной, астральный и духовный.
109. "Стена Охранителей" или "Защитная стена". Учение говорит,
что соединенные усилия многих поколений йогов, святых и адептов,
в особенности нирманакая, создали как бы охранную стену вокруг
человечества, которая ограждает его невидимо от ещё больших зол.
110. Клеша* — любовь к мирским удовольствиям, добрым или злым.
__________
* Обычно трактуется как "омрачение" — прим. ред.
111. Танха — желание жить, вызывающее новое рождение.
112. Это "сострадание" не следует рассматривать в том же свете, что
и "Бога" и "божественную любовь" теистов. Сострадание означает
здесь абстрактный, безличный закон, природа которого — абсолютная
гармония, но который приходит в расстройство из-за раздоров,
страданий и греха.
113. У северных буддистов все великие архаты, адепты и святые называются
буддами.
114. По иерархии Бодхисаттва стоит ниже совершенного будды, хотя их
часто смешивают в экзотеризме. Народное же представление, отличающееся
нередко верной интуицией, почитает бодхисаттву — ввиду его
самопожертвования — выше будды.
115. "Буддами Сострадания" называются те бодхисаттвы, которые,
достигнув степени архата (т. е. пройдя четвёртый или
седьмой путь), отказываются перейти в состояние нирваны или
"облечься в покровы дхармакаи и перейти на тот берег", чтобы не лишить себя
возможности помогать человечеству, насколько карма позволяет такую помощь.
Они предпочитают оставаться невидимо (так сказать, в духе) в мире и
содействовать спасению людей, влияя на них, чтобы они следовали Доброму
Закону, то есть ведя их на путь праведности. Экзотерический северный
буддизм признает подобных великих святыми и возносит им молитвы, как
православные и католики молятся своим святым и заступникам; с другой
стороны, эзотерические учения этого не поддерживают. Мирянин-экзотерик
вряд ли знает истинный смысл слова "нирманакая" — оттого и путаница
и неадекватные объяснения востоковедов. Например, Шлагинтвайт
считает, что нирманакая означает физическую форму, принимаемую
буддами, когда они воплощаются на земле — "наименее возвышенное из
их земных обременений" (см. "Буддизм в Тибете"), чем даёт совершенно
ложное понимание этого предмета. В то время как истинное учение
таково:
Есть три тела или формы будд —
1. Нирманакая.
2. Самбхогакая.
3. Дхармакая.
Первое — это та эфирная форма, которую принимают, покидая физическое тело
и являясь в астральном — имея в добавление к этому знания адепта. Бодхисаттва
развивает её, продвигаясь по Пути. Достигши цели и отказавшись от плодов,
он остаётся на земле как адепт, а умирая, вместо того чтобы отправиться в
нирвану, он остаётся в том великолепном теле, что соткал для себя,
невидимый для непосвящённого человечества, чтобы наблюдать за ним и
защищать его.
Самбхогакая — тоже самое, но с прибавлением славы "трех совершенств",
одно из которых — полное устранение всех земных забот.
Дхармакая — тело совершенного будды, то есть это вовсе не тело, а идеальное
дыхание — сознание, слившееся с Мировым