в той мере,
насколько осмеливается, с «ангельским доктором».
Великий Боссюэ в своем «Трактате о познании Бога и себя самого»
анализирует и сравнивает систему Декарта и св. Фомы. Никто не может обвинить
его в том, что он оказывает предпочтение логике Декарта. Он считает, что
«открытие» Декарта, касающееся автоматов, «позволяет лучше преодолеть
трудность, чем учение св. Фомы, полностью принятое католической церковью;
отец Вентура чувствует возмущение против Боссюэ, совершившего «такую
несчастную и ребяческую ошибку». И, хотя он верен своему учителю, св. Фоме,
признавая у животных душу, обладающую всеми способностями чувств и
ощущений, он также отказывает им в разуме и способности к рассуждению.
«Боссюэ», — говорит он, — «должен быть осужден тем более, что сам он говорил:
«Я предвижу, что готовится великая война против церкви, под знаменем
картезианской философии». В этом он прав, ибо из «чувствующей материи» мозга
животного естественно происходит думающая материя Локка, а из
нее — все материалистические школы нашего столетия. Но в чем он неправ, так
это в поддержке учения св. Фомы, которая полна слабых мест и противоречий.
Ибо, если душа животных, как учит Римская католическая церковь, является
бесформенным нематериальным принципом, то становится очевидным, что,
будучи независимой от физического организма, она может «умереть вместе с
животным» не в большей степени, чем в случае человека. Если же мы примем,
что она сохраняется и переживает смерть, то в чем же она будет отличаться от
души человека? И она является вечной — как только мы признаем авторитет св.
Фомы по этому вопросу, хотя он и противоречит сам себе. «Душа человека
является бессмертной, а душа животного погибает», — говорит он («Summa» т. 5,
стр. 164), — и это после того, как на вопрос, заданный в томе 2 того же труда (стр.
256): «Имеются ли какие-нибудь существа, которые вновь могут появиться в
небытии?» — он отвечал самому себе: «Нет, ибо в Екклезиасте сказано: «То, что
делает Бог, пребывает вечно» (III, 14). «У Бога нет никаких изменений» (Иаков I,
17)». «Поэтому», — продолжает Фома, — «ни естественным путем, ни посредством
чуда никакое существо не может перейти в небытие (быть уничтожено); нет
ничего в живом существе, что бы исчезало, ибо то, что обнаруживает
божественная доброта с великим сиянием, — это постоянное сохранение живых
существ».12
Это предложение комментируется и подтверждается в аннотации аббата
Дрио, его переводчика. «Нет», — отмечает он, — «ничто не уничтожается; это
принцип, который стал аксиомой благодаря современной науке».
Если это так, то почему же должно быть сделано исключение из этого
неизменного закона природы, признаваемого и накой, и теологией? — исключение,
касающееся только души животного. Только потому, что она не обладает
разумом! — предположение, которое беспристрастный мыслитель будет
постоянно оспаривать.
Посмотрим, однако, переходя от схоластической философии к естественным
наукам, каковы же возражения натуралистов относительно того, что животные
имеют в себе разумную, и поэтому независимую душу.
«Чем бы ни было то, что думает, понимает и действует, — это нечто небесное
и божественное, и потому с необходимостью должно быть вечным», — писал
Цицерон примерно две тысячи лет назад. Мы должны понять, вопреки Гексли,
что Фома Аквинский, «король метафизиков», твердо верил в чудеса воскрешения,
совершенные св. Патриком.13
Поистине, когда делаются такие потрясающие заявления, как эти
вышеприведенные чудеса, и когда церковь призывает верить в них, то теологи
должны как следует позаботиться о том, чтобы высшие церковные авторитеты по
крайней мере не противоречили сами себе, обнаруживая невежество в некоторых
вопросах, поднятых тем не менее до уровня учения.
Таким образом, животному отказывают в прогрессе и бессмертии, поскольку
оно является автоматом. Согласно Декарту, оно не имеет разума, что
соответствует представлениям средневековых схоластов; оно не имеет ничего,
кроме инстинкта, под которым имеются ввиду непроизвольные импульсы, как это
считают материалисты, но отрицает церковь.
Однако, уже Фредерик и Жорж Кювье широко обсуждали разум и
инстинкты у животных.14 Их взгляды на эту тему были собраны и
опубликованы Флоуренсом, ученым секретарем Академии наук. Вот что писал в
журнале «Jardin des Plantes» (Париж) Фредерик Кювье, который в течение
тридцати лет был директором Зоологического отделения и музея естественной