Дмитрий Гаврилов

Мифологический образ темного бога в языческой трад

'Древний Вит'. С большой головой, густой бородой он скорее выглядит чудовищем, чем вымышленным богом' ('История Каменской епархии', 17 век). А веком ранее сообщалось: 'Изображение идола Руяны, высеченное на камне, можно видеть в селе Альтенкирхен, в притворе храма. Более похожего на чудовищного злого демона, чем на какого либо бога; прежние жители острова называли его Святовитом, нынешние же Витольдом.' (Давид Хитреус. Саксонская хроника, 16 век).

Сопоставляя Черного и Белого богов Петр Альбин в “Миснейской Хронике” (1590 г.) свидетельствует еще об ином имени бога света: “XI. Чернобог был черный бог; подобно как Ютробог - бог зари. Несомненно, почитался и подобный бог, который, вероятно, означал утреннюю зарю.”

Таким образом, Чернобогу противопоставлен в качестве Белобога Свентовит — “бог богов” западных славян. Это весьма существенный момент для построения нашей реконструкции в части Велеса.

Велес

В мифологии балтов черного бога именуют Виелоной, Велнсом или Велсом, что собственно и означает “чёрт”, “дьявол” - это постоянный противник Громовержца и владелец мира мертвых, шут и трикстер. У тех же балтов “Velu mate” — мать мира мертвых, а “veles” — души умерших [84].

Одна этимология мало что дает при определении функций мифологических персонажей, хотя семантика с этимологией дают не мало интересных результатов. Корневое сочетание “ВАЛ”, “ВЕЛ” присутствует в таких важных мифологических понятиях ВАЛЬфэдр, ВАЛЬкирия, ВАЛЬгрид, ИдаВЕЛЛЬ-поле, ВЕЛЬва, ВАЛЬгалла, ВАЛаам, А-ВАЛЛон, индийский демон ВЕЛу – все слова связаны с представлениями о Том Свете.

Имя властителя навьего мира у славян варьируется в списках летописи и поучениях против язычества — Велес, Волос, Власе, Власий, Влас – 'скотий бог', “скотий”, т.е. дикий, лютый, звериный. Это подтверждается тем, что Велес, как мы отмечали выше, уподоблен Пану – богу Дикой природы (Мater Verborum [85] — 'Veles: Велесъ — Pan, ymago hircina'). Соотнесение Сатаны с козлом в средние века не нуждается в доказательствах.

Русские летописи по договорам Олега и Святослава с греками:

В лето 6415 (911): “Цесарь же Леон с Александрьмь мир сьтвориста с Ольгьм, имьшеся по дань и роте заходивьше межю собою, целовавьше сами крьст, а Ольга водивьше на роту и мужа его по Русьскому закону и кляшася оружием своимь и Перуньмь, богьмь своимь и Волосьмь скотиемь богьмь и утвердиша мир”.

В лето 6479 (971). “...да имеем клятву от бога, в нь же веруем и от Перуна и от Волоса, скотия бога”.

Вероятно, Велес, как и Гермес, и податель богатства (через скот, основное богатство кочевых племен — “бог скотов” (“О идолах Владимировых”), а позднее и просто бог достатка, который зарабатывается трудом на протяжении всей жизни.

Есть все основания полагать, что именно Велес следит за исполнением законов и договоров, он отец и рассудитель истины, подобный Гермесу и Одину. Потому “Вторый (идол) Волосъ, бог скотiй, бяше у них (язычников) во великой чести” (“Густинская летопись” [86]).

Упоминание Велеса в договоре, рядом с Перуном — покровителем князя и дружины, не случайно. Меркурия германцы также призывали в паре с воинственным Марсом. И не случайна здесь сакральная пара — мудрый, старый, не совсем положительный в христианском смысле этого слова 'скотий бог' и сильный, молодой воин-властитель.

Описывая войну двух германских племен, Тацит сообщает, что 'обе стороны заранее посвятили, если они победят, Марсу и Меркурию войско противника, а по этому обету подлежат истреблению у побежденных кони, люди и все живое' [87]. Как уже было сказано, под именем Гермеса-Меркурия греки и римляне подразумевали германского бога Вотана – 'Отца ратей' и Вальфэдра – 'Отца павших'.

Конечно же, несмотря на явные атрибуты черноты Велес, как Один, Меркурий и Гермес — бог наук и мудрости, а кроме того и красноречия. В 'Слове о Полку Игореве' находим 'Чи ли воспети было, вещий Бояне, Велесовь внуче...'.

Оригинальную гипотезу высказал В.Н. Топоров, указывая на эту поэтическую функцию Велеса и этимологические данные: “*veleti как обозначение особого типа речевой деятельности при др.-ирл. File “поэт” *uel-, особенно при учете мотива прижизненного нисхождения поэта (филида) в царство смерти” [88]. К этому добавим, что мыслею Боян растекается, возможно, по Мировому древу, корни которого традиционно ведут в Нижний мир.

В апокрифе 'Хождение Богородицы по мукам' Велес прямо назван бесом, но еще он назван и 'злым богом', почти как Чернобог у Гельмолда в 'Славянской Хронике' (подразумевается, что были и добрые боги, обращаем внимание