много страдания. Учитель не может переродить упрямство учеников, если он не приложит усилий доброй воли. Но добрая воля и есть свободная воля.
Мыслитель указывал, что добро, и свобода, и красота живут под одной кровлей.
486. Урусвати знает, что произвольное наименование нарушает и искажает направление мысли. Вот вы читали об электрическом архитекторе, найденном ученым в человеке.
Понятие архитектора применялось в некоторых философских школах и имеет значение, но не возможно при нем говорить об электричестве. Люди овладели одним аспектом всеначальной энергии и без стеснения употребляют это слово, как окончательное определение.
Ученые, если не знают о всеначальной энергии, могут сказать о какой-то особой энергии, но нельзя ограничивать великое основное явление словом электричество. Невозможно, чтобы ученый не обратил внимание на особое качество усмотренной энергии. Слишком примитивно свести это проявление к электрическим свойствам Само наблюдение похвально, но наименование введет в новые заблуждения.
Можно представить, что пугливые исследователи пытаются прикрыться обычными материальными наименованиями. Они хотят защитить себя от невежественных обвинений, но тем самым они призовут на себя осуждение будущих поколений. Пусть они взвесят, что почетнее - заслужить ли насмешки невежд или оказаться осужденными будущими поколениями?
Не забудем, что подобное явление происходит во всех областях жизни. Люди пытаются унизить объединительные понятия и заменить их вымышленными, не имеющими значения звуками. Нужно прислушаться к такому процессу, в основе которого лежит трусость.
Нежели человек еще долго будет раздроблять единое тело мироздания? Можно изучать даже отдельные былинки, но не забывая, какому великому организму они принадлежат. Нельзя рассматривать отдельные проявления, забывая, что они лишь звенья отдельной цепи. Кто лишен синтеза, пусть не прикасается к жизни Мироздания.
Мыслитель поучал о красоте единства, из которого льются потоки энергии.
487. Урусвати знает, что воспитание мысли должно происходить последовательно. Каждый может представить себе тот ужас, когда сила мысли достанется злонамеренному человеку. Потому нравственное образование должно предшествовать учению о мысли. Невозможно ограничиться внешними приемами познания силы мысли, иначе мы будем творить злых колдунов.
Давно Учения предусматривали, чтобы злой человек не допускался до магических упражнений. После, когда нравы огрубели, появились люди, овладевшие некоторыми внешними приемами и не заботившиеся прежде очистить свое сознание.
Конечно, и для очищения сознания нужно сосредоточие мысли, но такая мысль будет внутренней, без внешних посылок.
Люди мало понимают, что нельзя грязными руками браться за чистое дело. Казалось бы, такое условие понятно каждому.
Но в жизни оно применяется редко. Люди не допускают - чисты ли руки их и тем могут создать самые вредные химизмы. Люди прикрываюся самыми громкими названиями, но таят внутри себя низкие намерения. Сколько злоупотреблений происходит! Нужны самые разумные меры, чтобы не проникали приемы мощи злоумышленникам.
Подумайте, насколько и Наши труды затемняются, когда вмешиваются люди, овладевшие некоторыми приемами Иоги с дурными намерениями.
Мыслитель указывал: Сперва пойми добро и тогда пошлем его мысленно в мир.
488. Урусвати знает, что требуются особые приемы для внедрения добра. О многих понятиях можно учредить целые школьные предметы. Но если объявить беседы о добре, то школьники постараются избежать их. Нужно преподать добро незаметно, вливая его во все предметы.
Могут сказать, что понятие добра вообще не существует, что для одного добро, то для другого зло. Так скажут те, кто судят поверхностно и не умеют заглянуть в суть вещей. Без сомнения, каждый может начертать свои знаки по поверхности, но они не затронут глубины. Между тем, понятие добра в сущности неизменно. Но и сердце покажет, где сущность добра.
Можно видеть, как даже преступная воля вдруг растворяется, когда она озирается на сущность добра. Люди называют такое преображение чудом, но никакого чуда нет в том, что человек может задеть струну вины и очароваться ее звучанием. Каждый человек неожиданно касается различных химизмов. Одни из них его одурманивают, но другие просветляют. Так нельзя утверждать, что нечто недоступно человеку. Можно сказать, что он в данное мгновение не смог охватить какое-то знание, но в следующее мгновение химизм добра может помочь пониманию.