приказом, но должно пройти каналы психической энергии. Будем присматриваться.
379. Оболочка и сома желез дают доступ огню, потому чувствительность желез - благо.
380. Истинно сказано, что первое явление приходит в громе и последнее в молчании. Нельзя усвоить голос молчания без явления грома, настолько он труден и утомителен больше грома.
Но Сущее в молчании, и после грома неминуемо приходим к тишине. Но где тьма для глаза, познавшего свет? И где молчание для духа, услышавшего рождение звука?
Может ли Материя Матрикс не звучать и не сиять?
Уже достаточно известно, что открыть закрывшийся сосуд можно или разбив его, или найдя тончайший ритм. Так и в прочих проявлениях материи настолько нужно привыкнуть не ждать явлений со слоновой поступью, но знать лет бабочки. К тому не легко приучиться, ибо жизнь наполнена ударами молота.
Тонкие энергии не приняты в обиход. Чем дальше, тем грубее применяет человечество завоевания низших сил.
Можно среди жизни очистить острие понимания тонких энергий, ибо в них будущее.
381. Особенно трудно заметить нечто, не сопровождаемое обычными нервными реакциями. Это самообладание йога.
382. Поток жизни дает постоянное добавление энергии.
Когда приемники открыты, ничто не может воспрепятствовать новым поступлениям.
Не возраст, не болезнь, но предрассудки пресекают нить счастья. Самораздражение есть дочь предрассудка. Невозможно отказаться от раздражения, не искоренив предрассудки. Пусть долгое стремление поможет справедливо смотреть на явления. Не отказ, но оценка жизни нужна. Ручательство должно, как меч справедливости, отделить правильное отношение.
Следует перечитывать книги Учения, ибо каждый день укажет новое положение.
383. В будущих достижениях особенно нужно обратить внимание на соотношения развития духа с состоянием тела. Телу трудно догонять дух, получаются приступы тоски, когда дух поднят на высоту.
Другое обстоятельство не менее значительно, почему уже просил по возможности удерживаться от произношения личных имен. Люди, обращаясь на расстоянии к одному лицу, причиняют ему тягость, если дух его достаточно чувствителен. Вы замечали, как йоги часто меняют места и избегают произносить имена. Это следствие знания, какое воздействие производят имена в пространстве, когда они посылаются с некоторым знанием Учения.
Нужно лишь в неотложных случаях устремлять волю к живым существам. Также нужно понять, что развитие духа отражается на теле, отягощая дух, вызывает реакцию тела. Нужно беречь восходящего духом, но люди меньше всего в этом соизмеряют.
Они готовы нагружать его самым мелочными желаниями, не признавая вреда легкомыслия.
384. Нужно учиться организации психической энергии.
Видите, как несоответствие сил мешает следствиям. Если при этом проявить и нетерпение, то можно лишиться следствий.
385. Благословенный показал ученикам на факира, бросающего мяч с большим искусством. Каждый удар попадал в цель, и два мальчика спешили поднять и принести мяч.
Благословенный сказал: Этот человек достиг совершенства в отдаче мяча. Брошенный мяч ему немедленно приносится обратно.
Так же бывает с каждой отдачей, если она совершенна. Потому учитесь жертвовать, ибо в жертве должно быть искусство.
Также Благословенный показал на молчавшего человека, сказав: Кто может определить границу молчания? Правильное слово трудно находимо, но еще труднее красота молчания.
Так научил Благословенный молчаливой жертве.
386. Психическая энергия нуждается в упражнении, и вы видите, насколько трудно применить ее.
Трудно словами определить, где и насколько ученик может пользоваться силами Учителя. Только утонченное понимание даст правильное соизмерение. Точно невозможно указать правила соотношения Учителя и ученика, но жизнь приводит нужные формулы, как идти одной дорогой.
387. Среди опытов психической энергии имеются довольно доступные и полезные. Упражнять энергию на людях и животных сопряжено с опасностью, ибо не легко избежать обратного удара. Если же объект окажется малосильным, то вредно порабощать его. Но остается третья группа сущего. Особо поучительны для опыта растения. Конечно, этот опыт займет несколько месяцев, но для организации психической энергии он даст лучшее показание.
Возьмите несколько растений одного вида и приблизительно одного времени. Порода зависит от вкуса, поместите их в одном помещении и наблюдайте лично за ними, не оказывая преимущества. После двух месяцев разделите растения на три группы и поставьте их в отдельные помещения.
К