Учение о перевоплощении много веков разделяет религии. Для сторонников индуизма, буддизма, талмудического иудаизма, многочисленных анимистических культов и даже некоторых мусульманских сект, переход из жизни в жизнь некоей сердцевины человека - души, духа, потока сознания - является мистической истиной. Христианство же и ислам признают возможность только одной жизни на земле, после которой следует посмертное воздаяние. Для доказательства истинности своих взглядов сторонники и противники учения о перевоплощении ссылаются на священные тексты и мистический опыт
Однако нам известно, что в главных текстах христианства евангелиях Нового Завета, есть неоднократные указания на перевоплощение (Евангелие от Марка 9:11-13, Евангелие от Матфея 17:10-13, Евангелие от Иоанна 9:1-3,341). О многократном существовании человека сообщается в Евангелии от Фомы (см. ниже), тексте, возникшем раньше канонических евангелий, не позже середины I века н. э. Также известно, что гностики, игравшие значительную роль в первые столетия христианства (например, один из гностических учителей начала II века - Валентин, выдвигался на должность епископа Рима), были сторонниками перевоплощения. Самыми ранними (50-60-е гг. I века н. э.) каноническими текстами христианства являются послания апостола Павла. В них отражены религиозные взгляды первого поколения учеников Христа. Именно эти послания могут ответить на вопрос: было ли в первичном варианте христианской традиции учение о перевоплощении? Во-первых, следует сказать, что до своего обращения Павел принадлежал к фарисеям, признававшим перевоплощение. Иосиф Флавий о верованиях фарисеев сообщает следующее: Души, по их мнению, бессмертны; но только души добрых после смерти переселяются в другие тела, а души злых обречены на вечные муки. (Иудейская война. II, 8, 14).
О своем фарисейском прошлом Павел не забывал и после обращения в новую веру. В Деяниях апостолов приводятся его слова, сказанные на синедрионе: Я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят (23:6). Фарисеи понимали воскресение мертвых как возвращение душ в этот мир для новой жизни. Примечательно, что в самом раннем из канонических евангелий от Марка, Христос, после вопроса учеников: что значит: воскреснуть из мертвых?, сообщает, что Илия уже второй раз пришел на землю (9:9-13). Упоминание о перевоплощении встречается практически в каждом послании апостола. Его описание можно прочесть во Втором послании к Коринфянам: Итак, мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устраняемы от Господа, - ибо мы ходим верою, а не видением, - то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водворится у Господа, и потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (5: 6-10). Из слов Павла следует, что люди могут водворяться в тела, из-за чего они устраняются от Господа. Это означает, что перед своей земной жизнью человек находится в сфере инобытия, в котором возможно прямое восприятие видение Бога. Вернуться туда, водвориться у Господа, можно, но только после смерти: выйти из тела (5:8).
Стараемся, водворяясь ли, выходя ли означает процесс в несколько попыток, ведь задача: быть после смерти угодным Богу, означает, что человек, уйдя из этого мира, еще не достиг Царства Всевышнего. Когда настанет совершенное (1 Кор 13:10) и человек придет к Господу, уже не будет необходимости угождать Ему, то есть стремиться к духовному совершенству. Также мы видим здесь предсуществование душ, через пятьсот лет после написания посланий официально отвергнутое Церковью. Как-либо иначе истолковать данный фрагмент послания практически невозможно. Представить, что Павел и первые христиане, подобно шаманам, выходили из тел во время транса или в тонком сне? Водвориться у Господа не может означать некое видение - апостол однозначно указывает, что водворение происходит после смерти: когда земной наш дом разрушится (2 Кор 5:1). То, что Павел был сторонником перевоплощения, доказывает отрывок Первого послания к Коринфянам, 15:19: И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
Павел считает, что для спасения необходимо надеяться на Спасителя и в последующей жизни. Здесь подразумевается не жизнь будущего века в Царстве Бога, а новое существование на земле, ведь надежда есть добродетель именно земной жизни христианина. А теперь пребывают сии три: вера,