Александр Зеличенко

Разговоры ученого с Учителем

искательства.

Другой пример -- чередование идей сильного и слабого государства, реализующих идею идеального общества. Или -- чередование идей личной свободы и гражданского долга, реализующих идею баланса индивидуальных и групповых интересов.

В общем, мы все время делаем как лучше, а когда у нас получается как всегда, снова начинаем делать как лучше, но по-другому. Утешает, правда, что иногда в этом беге на месте удается рассмотреть и некую поступательность.

Но вот о чем я хочу спросить. Ведь идея -- это идее-вещь. И значит, вещь, когда ее идея завершается, должна разрушаться. Как разрушаются аннигилирующие частица и античастица, рождая свет. Или -- как разрушаются в экзотермических реакциях химические вещества, рождая тепло.

Но ведь иногда идея реализована, а вещь продолжает существовать, по крайней мере внешне. Правильно ли я понимаю, что это происходит потому, что вещь, наряду со своей индивидуальной идеей, воплощает и множество иных идей?

Когда индивидуальная идея вещи завершена, вещь перестает воплощать ее, но продолжает воплощать иные, ранее бывшие вторичными идеи?

У. Это сейчас не важно.

у. Тогда я спрошу по-другому.

Осмысляется всегда то, что уже прошло и, в этом смысле, умерло. А осмысление извлекает из этого мертвого живой смысл, перенося в более тонкий мир тонкую копию, которую можно назвать даже душой вещи.

Правильно?

У. Если хочешь.

у. Но тогда получается, что от всего на свете остается только его смысл?

У. Это совсем не только.

у. Наверное...

Но все, что ты рассказал об идее-вещах, кажется каким-то неоконченным.

Намеком, что ли... Ведь просто само собой напрашивается назвать реализацию идеи -- жизнью. И получится, что идее-вещи -- это живые существа?..

У. Существа. Хотя и не всегда живые.

И раз ты об этом спросил, значит, уже созрел для понимания триадности идее-вещей: того, что они не дву-, а триединства -- триады Идея-Существо-Вещь.

у. Ты имеешь в виду, что только из-за ограниченности нашего восприятия мы видим одно как вещи, другое -- как существа, третье -- как идеи, хотя и первое, и второе, и третье -- это одни и те же тройственные сущности?..

Нет, наверное, я еще не совсем созрел.

Я понимаю, что сгусток материи, а точнее, разных материй -- это многоплановая вещь. И понимаю, почему этот сгусток -- воплощаемая идея. Но почему этот сгусток -- существо?

Ведь существовать и иметь свою историю -- начало и конец -- еще не значит быть существом?

И вообще, что такое существо?

У. Существо -- это реализатор идеи.

у. Ты имеешь в виду, что при реализации идеи идут непрерывные преобразования грубого в тонкое и наоборот? И что эти преобразования происходят не сами по себе, а их осуществляет кто-то?

То есть существо -- это, по определению, преобразователь тонкой материи в грубую и наоборот?

У. Если хочешь.

у. Любой преобразователь?!

У. Любой.

у. Значит, любой преобразователь тонкого в грубое, то есть система типа резонатор -- излучатель, состоящая из органа восприятия, который на тонком плане воспринимает идею, и связанного с ним органа действия, который на грубом плане воплощает эту идею (а мы все являемся такими преобразователями, например когда выполняем чей-то приказ), -- это существо-творец?

У. Точнее, может считаться существом-творцом.

у. А система органов, действующая в противоположном направлении, то есть преобразующая грубое в тонкое, -- это существо-мыслитель?

У. Ее можно так назвать.

у. Значит, мыслитель извлекает квинтэссенцию и обеспечивает творца обратной связью, подобно тому как глаз обеспечивает обратной связью руку.

Но, следуя той же логике, к многоплановым существам -- творцам и мыслителям -- нужно добавить и одноплановые -- системы органов, преобразующие вещи в другие вещи того же плана, например мысли в мысли.

Значит, получается, что существом сгусток материи делают процессы его жизнедеятельности, обмена веществ (информации и энергий)?

У. Важнее даже не внутренние, а внешние обмены. Большая часть преобразований служит не для поддержания жизнедеятельности триады, а выдается вовне.

у. То есть существом триада предстает не столько с физиологической, сколько с социологической точки зрения?

У. Конечно. Ведь главное занятие любого существа -- выполнять свою работу в Круговороте Духа: огрублять одни и утончать другие вещи. И результаты этой работы он передает другим существам, которые продолжают его работу.

у. Ну да... Если реализация любой идеи осуществляется существами, то и Дух круговращается не сам по себе.