умений и привычек -- к осознанию более старых, но сформировавшихся еще в этом воплощении черт характера. И дальше -- к осознанию того, что появилось до последнего рождения. При этом он проходит зону того, что психологи называют подсознанием, -- в частности, разного рода комплексы, сформированные из младенческих, внутриутробных и еще более отдаленных переживаний, -- и углубляется дальше -- к осознанию элементов психической жизнедеятельности. И еще ниже -- уже по филогенетической лестнице -- к осознанию схем функционирования физического тела, включая физиологические (вплоть до клеточного уровня) и физико-химические процессы. Это то, о чем говорил Ауробиндо?
У. Да.
у. И значит, конечная цель развития будет достигнута, только когда весь человек будет полностью осознан и залит светом?..
Но ведь это очень медленный и очень долгий процесс! Тем более, что большинство вообще не знает про осознание...
У. Не знает. Но и у них бывают проблески осознания. И результаты этих проблесков накапливаются.
А кроме того, со временем медленный процесс ускоряется.
Разговор 19-й О важном эпизоде развития, который называют смерть
у. Учитель! Как я понимаю, смерть -- это распад устойчивой системы тел живого человека. То есть смерть превращает одно существо -- живого человека -- в два: труп и развоплощенную душу?
У. Нет.
Во-первых, главное -- не то, что смерть -- распад, а то, что она очень важная часть маршрута, которым человек следует в своем развитии.
Во-вторых, распадается не устойчивая система тел, а вся триада живой человек: и тела, и идеи, и вещи.
В-третьих, смерть разбивает триаду человек больше чем на две триады.
И в-четвертых, распад при смерти высвобождает, или, если хочешь, очищает, верхушку триады живой человек не только от физического, но и от душевного слоя. Поэтому развоплощенная душа -- неудачное название того, что отделяется от трупа. Со сбрасывания физического тела и физической вещи очистка только начинается. А дальше воздушный человек освобождается как раз от души.
у. Как же это можно представить?.. Особенно -- физику очистки...
...Значит, если разделить все информационно-энергетические потоки-связи между телами на две группы: центростремительные, направленные к духовному телу, и центробежные, направленные к физическому телу и дальше -- в вещественный мир, то у живого человека обе группы уравновешивают друг друга.
Смерть нарушает это равновесие. Сначала центробежные потоки, как на колесе смеха, отрывают те части души, в которых они доминируют: например, те эмоции и мысли, которые обслуживали физическое тело. А затем, опять же как на колесе смеха, очередь доходит и до центральных, возвышенных частей души: они тоже -- ты сам это сказал -- грубее духовной вещи и, значит, тоже должны отрываться.
И что же остается -- духовная вещь, обогащенная идеями опыта, освоенного в завершенной жизни: тем, за что Я приняло ответственность, и тем, что было осознано?
У. Только точнее -- не духовная вещь, а духовная триада: индивидуальная идея -- духовное тело -- духовная вещь.
у. А как долго духовная триада очищается, или высвобождается, от души?
Быстрее, чем в дантевском Чистилище?
У. По-разному.
у. Мне попадались данные о времени между смертью и рождением, полученные в исследованиях воспоминаний о прошлых жизнях. Похоже, что это время тем меньше, чем раньше наступила смерть в предыдущей инкарнации. И что для европейцев оно больше (порядка десятков лет), чем, например, для индусов, где оно измеряется месяцами. Это в самом деле так?
У. В самом деле для тебя не важны ни точное время, ни стадии очистки.
у. Наверное. Но важно другое.
Даже материалисты, считая атомы, из которых построено физическое тело, вечными, а временными -- только формы организации атомов, в известном смысле признают бессмертие. Любой ученый согласится, что смерть -- это окончание физиологических процессов и начало физико-химических процессов разложения, то есть не прекращение, а изменение способа существования физического тела.
И так же бессмертен может быть и материал души, и материал духовной вещи. Но бессмертие материала -- неинтересное бессмертие. Интересным его делает сохранение чувства Я, а еще более интересным -- сохранение памяти о пережитом.
Поэтому интересный вопрос -- насколько духовная триада может в дальнейшем восстановить запечатленный в духовной вещи опыт? То есть попросту -- вспоминать прошедшую жизнь?
У. Духовной триаде незачем восстанавливать опыт. Вспоминать прошлое может не духовное, а новое душевное