о том, почему они так несчастливы. Церковь утверждает, что из-за первородного греха. И что вам теперь с ним делать? Иди в церковь и помолись о прощении. Очень выгодно, с точки зрения бизнеса, продавать индульгенции. Человек нагрешил, но покупает индульгенцию, и ему сразу отпущение всех грехов, да еще и на будущее. Смотрите, какой хороший бизнес.
У любого человека есть духовные потребности, иногда их называют совесть. Почему человек ощущает грех? Потому что у него выработано некое представление, называемое совестью. Причем выработано тем же самым обществом. Грехом в разных обществах называют разные вещи. В данном обществе что-то может быть грехом, а в другом - очень большим достоинством. Например, большой грех убить человека, а в то же время если ты убьешь врага на войне, то это большая заслуга перед Родиной. А не является ли это одним и тем же? Была отнята человеческая жизнь. Разве это не величайший грех? Но общество оправдывает его, говоря о защите Родины.
А кто вообще затеял войну? Об этом власти придержащие говорить не любят. Так что потребности формируются определенным образом. Истинные потребности, которые существуют в человеке и ведут его к эволюции, у большинства людей даже не вскрываются, потому что общество не заинтересовано в этом. Поэтому миллионы долларов тратятся на рекламу сникерсов и всяких остальных подобных штучек, и почти никто и ничего не делает в плане того, чтобы люди начали понимать, кто же они есть на самом деле. Потому что если многие люди поймут, кто же они есть на самом деле, то большая часть того, что они считают сейчас суперважным, уже не будет таким. Но заинтересовано ли в этом общество?
- Вы сейчас говорили о вечных и как бы искусственно созданных потребностях. А вот какие-то первичные потребности: материальные или, как вы говорите, духовные? Как с ними? Например, маленькому мальчику говорят: Веди себя прилично. А как это? - Не бегай, сиди смирно. - Не буду. - Не будешь, останешься без обеда. Или духовные потребности: Веди себя хорошо. - Не хочу. - Ах так, тогда не буду тебя любить. То есть потребность признания, как минимум, здесь не удовлетворяется. Я говорил об этих потребностях. Они лежат в основе. Это рычаги, через которые человека можно заставить что-то делать.
- Мы уже говорили о том, что существуют три основных группы личностных потребностей: первые связаны с безопасностью, вторые - с удовольствием, третьи - с властью. Человек хочет чувствовать себя в безопасности. Сюда входит и здоровье, предотвращение различных угроз для жизни. Это потребности, связанные с сохранностью тела. Дальше можно выделить потребности, связанные с получением различного рода удовольствий. Например, в России еще очень сильны потребности, связанные с безопасностью. И очень большое количество людей живет именно этими самыми первичными потребностями. Если человек постоянно находится в состоянии страха, то все остальное он даже не видит. Ни о чем другом он уже не думает, а только о собственной безопасности. Если кошка лакает молоко, а ее в это время напугать, то она сразу убежит. Так? Допустим, у нее была потребность понюхать что-то, но когда ее пугают, она сразу бежит. Потому что сама потребность самосохранения очень сильна. Это самая примитивная и сильная потребность. Обычно именно на ней играют те, кто хочет управлять другими людьми.
Общество сделало меня таким... - Меня воспитали таким, какой я теперь есть, только с помощью рычагов, которыми мной управляли. Общество сделало меня таким, каким я ему нужен. Как с этим быть?
- А как вы хотите?
- Я не знаю, я спрашиваю.
- Смотрите, вы сейчас говорите о себе как бы со стороны. Вы говорите: Меня общество воспитало. Вы смотрите на себя со стороны, а кто это смотрит на вас со стороны? Вот сейчас вы начинаете осознавать, что вы - Петр - имеете такие-то и такие-то потребности. На самом деле они были заложены в процессе, вашего воспитания. Кто это сейчас видит и понимает?
- Я.
- А кто это я? Ведь вы, видящий это со стороны, и вы, который имеет эти потребности, - разные Я. Так кто же вы?
- Думаю, смысл не в том, как это называть.
- Смысл в том, чтобы это почувствовать и увидеть ясно. Когда, например, кто-то подходит к тебе и говорит: Вот прекрасная вещь, ты купишь ее и будешь иметь престиж. Вы берете и покупаете. А кто это покупает? Это тот Петр, который сформирован обществом и хочет иметь что-то престижное, чтобы гордиться этим. Но ведь вы можете и по-другому среагировать на данное предложение. Тебе предлагается что-то, а ты просто осознаешь, что при этом