только то, что хочу делать. Но не каждый понимает это.
- Внешний мир отражает ваше внутреннее состояние. Вы сейчас сказали, что вынуждены делать что-то, что вам не нравится, то есть вы сами себя обвиняете. В чем же?
- Я вижу отражение моего состояния вовне, в том числе мой страх, который притягивает это. У меня есть свои представления о том, как вести себя в определенных ситуациях. Иногда меня не трогают чьи-то замечания, потому что знаю: в данный момент я поступила так, как сама того хотела. А на самом деле вижу, что задевает, происходит отзеркаливание, и я сразу вспоминаю, что сначала я почувствовала себя виноватой, а уже потом последовало замечание со стороны кого-то. Бывает, что вижу это, но не всегда. Иногда вспоминаю, что говорила сама, и мне отвечают моими же словами. В таких случаях я себе говорю, что считали и выдали мою же информацию, чего же обижаться. Но несмотря на редкие прозрения, я все еще глубоко испытываю чувство вины. Я не бегу от него, но для меня эти ощущения очень тяжелы. Понимаю, что они тоже имеют право на существование, разрешаю им через меня проходить, но если дана оценка плохо, то ощущаю тяжесть.
- Если вы считаете себя исследователем, то вошли в эту реальность, где присутствует двойственность и разделенность, с целью исследовать ее. Вы пришли сюда по собственному желанию для того, чтобы изучить все механизмы разделенности. Исследователь проводит исследование, а потом пишет отчеты. Скажем, мои книги - это отчеты по результатам исследований, которые я провожу. Это интересно. Одно дело - просто жить в состоянии как бы покомфортнее устроиться, но тебе при этом все время будут мешать, потому что этот мир разделенный: ты хочешь любви - тебе подсовывают ненависть, хочешь добропорядочности - тебя обманут. Другое дело - занять позицию исследователя. Да, я просто изучаю все эти механизмы. Смотрите, в таком случае есть дополнительный и весьма мощный стимул для того, чтобы встречаться со своими страхами. В ином случае встречаться с ними не хочется.
Обычный человек, которому непонятно то, о чем мы здесь говорим, может сказать, что все это ерунда, что можно прекрасно устроиться. Он не понимает, что это двойственный мир и никуда от него не денешься. Он не считает себя исследователем, и его все время будет преследовать двойственность: то, что он хочет убрать из своей жизни, будет к нему липнуть, а то, что он хочет притянуть, будет от него убегать. И так, живя и мучаясь не одну жизнь, он вдруг задумается о том, о чем мы сейчас говорим, и встанет в позицию исследователя, который готов рискнуть и пойти на эксперимент с очень сложными и опасными вещами. Ему присуща сильная страсть, и он пойдет на все для того, чтобы получить некий результат. Я предлагаю позицию исследователя, потому что она дает возможность пройти через двойственности и выйти в единство. Она содержит очень мощный мотив, чтобы не убегать от того, что не нравится, а встречаться с ним лицом к лицу и исследовать его. А потом рассказывать о полученных результатах. Например, если вы пытались все время избегать вины, то можете стать специалистом по механизмам, порождающим вину. Вы можете сейчас рассказать о механизме того, как возникает вина?
- У меня есть представление о том, как я должна что-то делать. И если я делаю что-то не так, то тут же начинаю обвинять себя. Это уже автоматизм, который идет с детства. Если я что-то сказала, то уже знаю, что очень скоро оно ко мне вернется. Но когда я это отслеживаю, то понимаю, что сама себя запрограммировала. Иногда я как бы остаюсь у разбитого корыта, то есть испытываю эту эмоцию. В таком случае я не чувствую вины, а просто наблюдаю за тем, что происходит.
Если я вам скажу, что вы дура и проститутка?
- Вы никак не хотите принять это. Какие обвинения самые страшные? Если я скажу вам, что вы проститутка?
- Сейчас я могу спокойно к этому отнестись. Просто понимаю, что должна все в себе принимать, наверняка и такая личность во мне живет. У меня бывают фантазии на тему Я - проститутка.
- Но если вы не разрешите себе в этом признаться, то они вас будут преследовать.
- Я стала замечать, что именно отрицаю в себе, стараюсь наблюдать за этим и понять, почему меня это так задевает.
- Увидеть, что это есть, - самое важное. Мы считаем, что нас обвиняют несправедливо. Но когда мы захотим встретиться с тем, что у нас внутри, то обнаружим, что это есть. Что ни назови, все есть. Побудьте дурой, например. Дуре жить очень хорошо, ее трудно обидеть. Все очень сильно напрягаются, доказывают, кто кого умнее, а вам