не откажется, ничего не изменится. Но ей трудно сделать это.
Глава 5. Путь творца К Насреддину пришел человек, желавший стать его учеником. После многих приключений он добрался до хижины в горах, где жил Насреддин. Зная о том, что каждый поступок просвещенного суфия исполнен смысла, новичок спросил у Насреддина, почему он дует на руки. Чтобы согреться, конечно, - ответил Насреддин.
Вскоре после этого Насреддин налил две чашки супа и подул на свой суп. Зачем вы делаете это, мастер? - спросил ученик. Для того чтобы охладить суп, конечно, - ответил учитель.
После этого ученик покинул Насреддина, так как не мог больше доверять человеку, использующему одни и те же средства для достижения разных результатов.
Любовь - это проблема?
- Для меня сейчас самая важная проблема - разобраться с собой, чтобы помочь своей дочери, не передавая ей своих проблем.
- А что еще можно передать, кроме своих проблем?
- Наверное, свою любовь и больше ничего.
- И все?
- Думаю, что кроме любви больше ничего нет.
- А к любви ваши проблемы имеют какое-нибудь отношение?
- Наверное, да.
- То есть чем больше передал проблем, тем больше любви передал?
- Мне кажется, что я чего-то ей недодаю. Есть какие-то свои представления о том, как надо любить, и это создает препоны.
- Значит, представления о том, как надо любить, и создают проблемы?
- Да.
- Вот я и спрашиваю: любовь - это проблема?
- Это не должно быть проблемой. Это должно быть естественным состоянием человека.
- Так откуда же тогда проблемы?
- Из ума. Я их сама себе придумываю, из детства многое тянется, из семьи. Я увидела очень много такого, что мешало мне жить.
- Почему мешало?
- Потому что, если исходить из этого, нарушаются отношения с окружающими, появляются требования к ним, основанные на своих представлениях о том, как должно быть, и от этого конфликты. Я поняла, что надо начинать с самой себя, а не с других. Для меня на данном этапе это сейчас очень важно.
- Но это же все было, это часть вашей жизни? Зачем-то это нужно было?
- Конечно. Это мой опыт.
- Опыт чего?
- Решения проблем, возможно. Во всяком случае, для меня это так. Но такой опыт мне надоел. Наверное, пора уже бросить. Но непонятно, как это сделать.
- Если что-то остается, значит, это интересно?
- Да. Жизнь продолжается. У меня в последнее время ощущение, что жизнь - это такая штука, которая все время смеется надо мной, каверзы всякие выстраивает, и мне самой порой становится смешно.
- Я вспоминаю свой прошлый семинар и чувство страха, которое не позволяло дотронуться ни до чего, что-то разбирать и вообще заглядывать в себя. А сейчас я чувствую уверенность в том, что к этому можно подойти и рассматривать.
- А у меня состояние полнейшей пустоты и непонимания.
- А если будет все понятно, станет лучше?
- Хоть что-то хотелось бы понимать.
- Вы сейчас очень хорошо понимаете, что ничего не понимаете. И кто сказал, что обязательно нужно к чему-то стремиться?
- В моем понимании раньше это было так.
- Хорошо. Хотите стремиться, стремитесь. Не хотите - не стремитесь.
- Ничего не хочу.
- Это ваше состояние, вы его выбрали. Только почему так печально? Вы имеете то, что хотите. Если выберете что-то другое, это и будет происходить. Это не плохо и не хорошо, и никто не говорит, что должно быть так или иначе. Должно быть так, как выбрал человек, у нас свободная воля. Здесь возникает вопрос: выбираете ли вы что-то другое? Так может быть, а может и не быть.
- Хочу другого, но у меня ничего не получается.
- Не получается, потому что не хотите.
- Сама не знаю, чего хочу, пребываю в том, что есть.
- Все пребывают в том, что есть. Но надо увидеть то, что есть. Каждый имеет то, что он выбрал.
- Ничего я не выбирала. Оно просто пришло, и все.
- Нет. Ничего просто так не происходит. Если у вас что-то есть, это выбрали вы. Только здесь есть два варианта: выбор произошел механически или осознанно.
- У меня это произошло неосознанно.
- Для того чтобы увидеть то, что есть, надо осознать то, что есть.
- Ничего не осознаю. Я просто живу.
- Прекрасно, но вы же говорите, что хотите чего-то?
- Хочу денег, чтобы заплатить за семинар.
- И что это вам даст?
- Внутреннюю свободу.
Иметь, чтобы быть, или быть и иметь - Значит, вы хотите не денег, а свободы? Есть очень интересная штука, на которой многие попадаются: быть, делать, иметь. Спросите любого человека, и он вам скажет, что хочет денег или еще чего-то. То есть исходит из иметь. Но