заняться оккультными исследованиями, схематическим представлением и изучением Закона Соответствий. Учащиеся могут заинтересоваться самоанализом по данной методике и в свете информации, сообщаемой в нашем трактате, составлять подобные же схемы для самих себя, строя предположения относительно собственных Лучей и влияния этих Лучей на свою жизнь, и в результате прийти к интереснейшим выводам о собственной природе, качествах и характерных чертах.
Интересно упомянуть, что, когда человек становится принятым учеником, подобная схема составляется и вручается его Учителю. В действительности составляется четыре схемы, так как Лучи личности варьируются от одного цикла выражения к другому и требуют постоянной корректировки личностной схемы. Эти четыре схемы таковы:
1. Схема выражения человека во время 299] индивидуализации. Она, конечно, относится к очень древним временам. Для неё труднее всего выявить Лучи ментального и эмоционального тел из-за крайне скудного ментального выражения или эмоциональных переживаний. Чётко определить можно лишь Лучи души и физического тела. А об остальных Лучах говорить можно только предположительно.
Это схема человека спящего.
2. Схема выражения человека, личность которого достигла предела независимого развития, то есть непосредственно перед тем, как сознательный контроль переходит к душе, которая начинает функционировать в полную силу.
Это схема человека дремлющего.
3. Схема выражения человека в тот особый момент решающего кризиса, когда душа и личность находятся в состоянии войны, когда сражение за переориентацию в самом разгаре и стремящийся знает об этом. Он знает, что от исхода сражения зависит многое. Он – Арджуна на поле Курукшетра.
Это схема человека пробуждающегося.
4. Схема человека, чья жизнь переориентирована, акцент в распределении жизненных сил изменён и человек стал принятым учеником.
Четыре схемы, которые изображаются, или вычерчиваются, в цветах, соответствующих различным Лучам, составляют досье ученика, причём Учитель обращает внимание лишь на общие тенденции, а отнюдь не на детали. Его интересуют основные предрасположенности и склонности, самые характерные особенности и ярко выраженные жизненными узорами.
Хочу обратить ваше внимание на участившееся употребление психологами и мыслителями слова «узор» (pattern). Оно исполнено глубокого оккультного смысла. Одно из упражнений, которые даются на внутренних планах ученику, связано с 300] психологическими схемами, или узорами жизни. Его просят внимательно изучить их, все четыре, а затем вычертить узор, воплощающий его цель, как он на своём уровне развития понимает её. Когда ученик проходит первое посвящение, Учитель добавляет в его досье ещё один узор, или схему, и тогда ученик может изучать:
а. Схему своего состояния в то время, когда стал принятым учеником.
б. Гипотетическую схему, ранее составленную им самим во время обучения в качестве принятого ученика.
в. Схему своего общего психологического состояния во время принятия первого посвящения.
С помощью тщательного анализа и сравнения трёх схем он может проверить правильность собственного диагноза и в результате научиться более точному ментальному осмыслению самого себя.
Было бы интересно позднее предлагать учащимся подобный самоанализ с помощью схемы Лучей, которые, по их мнению, управляют их оснащением, и с изложением доводов в пользу выбранных лучевых качеств.
Когда психолог будущего, привлекая доступные ему науки, будет в то же время ориентироваться на те из них, которые больше интересуются субъективным, нежели объективным, человеком (хотя и им нельзя пренебрегать), это будет принципиальным изменением подхода к проблеме, или уравнению, человека. Для психолога, психиатра, невролога, социального работника и гуманиста эта проблема стоит сегодня очень серьёзно и остро.
301] Психолог будущего будет привлекать такие науки, как:
1. Современная экзотерическая психология с её упором на оснащённости, на железах и их влиянии, на снах и их связи с событиями, на инстинктивном поведении (которое представляет собой главным образом реакцию физического тела) и на последних выводах учёных всего мира, проводящих исследования в области материальных наук.
2. Эзотерическая психология, изложенная в данном «Трактате о Семи Лучах». Она описывает те виды энергии и сил, которые управляют, контролируют и определяют различные аспекты оснащённости среднего человека и обусловливают его сознание.
3. Астрология с её указаниями (плохо пока понимаемыми) на место человека «под солнцем» и в общей