мыслей. Любопытно, что между Третьим и Шестым Лучами существует явное соответствие, так же как между Первым и Вторым, а также Вторым и Четвёртым лучами. У Четвёртого, Пятого, Шестого и Седьмого Лучей таких параллелей нет. 1 плюс 1 равно 2, 2 плюс 2 равно 4, 3 плюс 3 равно 6. Эти пары Лучей связаны особой энергетической линией, которая заслуживает внимания учеников, начинающих сознавать своё родство. Эти связь и взаимодействие становятся актуальными только на относительно высокой эволюционной стадии.
Таким образом, проблема стремящегося Шестого Луча заключается в том, чтобы вырваться из рабства у формы (но, конечно, не из самой формы) и спокойно стоять в центре, то есть научиться тому же, чему приходится учиться и ученику Третьего Луча. Это даст ему широту видения и научит правильно соизмерять. Ему всегда недостаёт этих двух качеств, пока, наконец, он не найдёт верную опору, на которой выровняется со всеми позициями, со всеми формами истины, со всеми мечтами о реальности, и за всем этим найдёт и Бога и своих собратьев. Тогда, и только тогда, ему можно доверить работу с Планом.
Выравнивание в результате «пребывания в покое» естественно приводит к кризису, который стремящемуся, как обычно, чрезвычайно трудно преодолеть. По всем признакам этот кризис делает его бесчувственным и лишает движущей силы, мотива, значения в глазах других и жизненной цели. У него больше нет «моей истины, моего учителя, моей идеи, моего пути», а заменить всё это пока нечем. Поскольку он относится к Шестому Лучу и потому связан с миром астральной психической жизни, с шестым планом, то его особенно волнуют собственные реакции и мнение других о нём и его истинах. Он чувствует себя глупцом и ему мнится, что и другие думают о нём так же. Кризис жесток, ибо должен полностью изменить отношения между «Я» и «я». Фанатизм, преданность, 374] неистовое понукание себя и других, напрасные усилия и непонимание чужого мнения – всё это в прошлом, но никакой замены пока нет. Он снедаем ощущением тщетности, и его мир рушится под ним. Пусть же он спокойно остановится в центре и, приковав взгляд к душе, на короткое время прекратит свою деятельность, пока не придёт свет.
Интересно, что Учитель Иисус пережил на кресте (на гораздо более высоком витке спирали, чем возможно для ученика) кульминацию, пик такого кризиса, хотя в Его случае – из-за настроенности Его на Бога и на всех детей Божьих – Его мучило совокупное отчаяние учеников мира и весь ужас астрального переживания этого отчаяния, выплеснувшиеся в предсмертном крике: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»43
Но если ученик преодолеет ощущение тщетности, возьмёт себя в руки и уступит жизни в центре, обретая в ней равновесие и покой, но не успокоенность, то придёт свет и откроет ему то, что он должен постичь. Он научится той всевмещающей любви, которая является первейшей необходимостью для него, избавившись от узкой односторонности, которая казалась ему любовью до сих пор. Тогда он с одобрением примет любые представления, поддерживающие и возвышающие его братьев, любые истины, если они способствуют откровению в других умах, любые мечты, если они воодушевляют его ближних. Он разделяет всё это, но сохраняет равновесие в центре.
Теперь эта единица, несомненно, готова к принципиальной интеграции в свою группу.
Проблема ученика данного Луча значительно усложняется тем, что Шестой Луч доминировал много столетий и уходит только сейчас. Поэтому идеалистические, фанатические мыслеформы, построенные 375] преданными этого Луча, сильны и устойчивы. Мир в настоящее время фанатично идеалистичен, что и является одной из причин сложившейся в нём ситуации. Прямолинейному фанатику не просто выйти из своей одержимости, поскольку она генерирует энергию, которая питает то, от чего он силится избавиться. Если же ему удастся понять, что выражаемая через личность преданность рождает фанатизм и что фанатизм разъединяет, нередко из самых благих побуждений допускает жестокость и в погоне за собственными измышлениями об истине, как правило, не видит непосредственной реальности, он далеко продвинется в решении своей проблемы. Если он осознает ещё и то, что преданность, выражаемая через душу, есть любовь, вмещение и понимание, он сможет наконец избавиться и от собственного и от чужого идеализма и отождествиться с идеализмом Иерархии, который побуждает её с любовью исполнять План Бога. Её идеализм свободен от ненависти, от неистового пристрастия к аспектам или частям и не ограничен чувством времени.
Луч Седьмой
«‘Хочу