гипотез, на путь, способный привести их в долину понимания. Успех в устранении такого рода трудностей могут обеспечить предродовые меры и изучение наследственных особенностей; мощными предрасполагающими факторами являются сифилис и прочие венерические болезни. Надлежащая забота о развитии телесной природы после рождения и привитие ребёнку твёрдого ощущения собственного естества, утверждающего в нём уверенность в себе и способствующего осознанию своей индивидуальности, – всё это хорошее подспорье для искоренения данного вида проблем. Положительную роль сыграет также распространяющаяся тенденция заботится о сбалансированности питания и содержании в нём витаминов.
Однако подлинное ощущение раскола и по-настоящему серьёзные трудности связаны с двумя следующими обстоятельствами:
1. Самосознание человека достигло того уровня, когда господство и неодолимость его желаний заставляет его осознать их силу и одновременно признать свою неспособность полностью удовлетворить их. При этом он ощущает в себе некий аспект, которому это вообще не нужно. Тогда им овладевает фрустрация и он мучительно сознаёт, чего ему хочется и кем он мог бы стать в случае удовлетворения своих желаний. Он разрывается в двух направлениях: влекомый этими желаниями ум не выпускает его из сферы страстных побуждений, надежд и соблазнов, тогда как мозг и физическая природа склоняют его к убеждению в том, что ничто из желаемого им невозможно, а если и возможно, то хочется ли ему этого на самом деле? Это верно для человека, нацеленного на удовлетворение материальных влечений, или для того, кто ищет интеллектуального или духовного удовлетворения. 422] В первом случае раскол начинает проступать в низших аспектах природы желания, во втором – выявляется в высших аспектах, но и там, и там линии раскола видны чётко. Конфликт начался и впереди две возможности:
а. Он полностью пасует и кончает жизнь ощущением пустоты, глубокой депрессией и фрустрацией, широко варьирующихся от покорности обстоятельствам до многочисленных способов бегства, которые выталкивают человека в мир грёз, в страну иллюзий, в нигилизм и даже за рубеж смерти через саморазрушение.
б. Яростный конфликт из-за отказа смиряться с давлением обстоятельств или окружения. Человек либо добивается успеха и достигает желаемого, либо перемалывается жерновом жизни, физически или ментально.
2. Человек оказывается неспособным использовать данный ему Богом интеллект и потому не может отличить существенное от несущественного, правильное направление от ложных целей, те аспекты своей низшей природы, которые нужно удовлетворять, от тех, которые удовлетворять не нужно, и, наконец, высший полюс двойственности от низшего. Он должен понять разницу между:
а. Покорностью неизбежному и покорностью своим желаниям.
б. Способностями реальными и способностями потенциальными. Многие конфликты были бы разрешены благодаря учёту, осмыслению и правильному использованию своих «активов», что позволило бы отказаться от недостижимых целей, ведущих к неизбежной фрустрации. Когда эта часть конфликта преодолена, 423] можно переходить к осмыслению и выражению потенциального.
в. Индивидуальными и групповыми целями, между общественной и антиобщественной направленностью. Здесь многое делается, но пока с акцентом на индивидуальность, а не на группу. Когда же будет наоборот, появятся и антиобщественные группы.
Я упомянул лишь три из множества возможных отличий, которые помогут преодолеть раскол у подавляющего большинства сознающих его. Вероятнее всего, многие расколы, связанные с природой желания и приводящие к фрустрации и разрыву непрерывной цепи жизненных интересов, будут устранены благодаря:
1. Вниманию прежде всего к физическому оснащению и железам, особенно к щитовидной, а также к сбалансированному питанию.
2. Вниманию к физической координации пациента, поскольку она является внешним выражением процесса внутренней интеграции, и тренировке, которая позволяет многого достичь.
3. Признательности к жизни и окружению. Задумайтесь над этим.
4. Прекращением концентрации на самом себе с помощью
а. Достойных интересов, правильного образования и профессионального обучения.
б. Культивирования способности видеть и восполнять нужды окружающих, пробуждающей желание служить и дающей удовлетворение сделанным и его оценкой.
424]
в. Тщательного и неспешного превращения желания в устремление.
5. Переориентации на более высокие цели и выработке умения находить правильное направление. Это включает
а. Культивирование более широких взглядов.
б. Разработку внутренней