Так, в результате взаимодействия с окружением происходит становление его характера и расширение возможностей.
427]
3. Раскол между человеком (личностью) и душой, в результате которого последовательно формируются:
а. Доминирующая эгоистичная личность.
б. Практический мистик, сознающий необходимость слияния и единства.
Указанные состояния сознания соответствуют юношескому возрасту, человеку, осваивающему дело своей жизни, а также мыслящему стремящемуся. Это так независимо от того, имеют ли мысли, цели и амбиции субъекта эгоистическую или духовную направленность. Ощущение раскола, потребность в ориентации, процесс ликвидации раскола и сознание финального достижения тождественны в обоих случаях.
При встрече с подобными ситуациями психолог должен руководиться некоторыми общими правилами, а его подопечный – в конечном итоге принять некоторые общие предпосылки. Те же правила и предпосылки может обдумать и принять тот, кому удаётся воспитывать себя и устранять собственные расколы без помощи опытного психолога. Предпосылки эти таковы:
1. Все психологические проблемы универсальны и никто не уникален в этом. Представление об уникальности нередко только ухудшает положение из-за тенденции к обособлению и ощущения одиночества. При этом личности придаётся слишком большое значение, с чем безусловно нужно бороться.
2. Кризис – это прогресс и возможность, а не несчастье и неудача. Пациенту (могу я так называть его?) надо понимать, что своего нынешнего эволюционного уровня раса достигала именно через такие кризисы. Так же прогрессирует и индивидуальная человеческая единица. В конце концов, психологические кризисы указывают на прогрессивное движение по Пути, заставляя совершать усилия и в то же время давая 428] ощущение обретения и свободы после их преодоления, разрешения и устранения.
3. Способность добиться нужной интеграции и положить конец циклу ощущения двойственности заключена в самом человеке, потому что:
а. Беспокойство, отсутствие координации, боль и страдание суть симптомы устремления, возможно, несознаваемого, но от того не менее реального. Они вызваны реакцией аспектов интегрированных на тот аспект, который к интеграции только стремится.
б. Аспект, непосредственно ожидающий интеграции, принципиально более влиятелен, нежели низшие, ждущие своего часа аспекты, так как последние негативны и восприимчивы, а тот, что должен быть осознан и признан, – позитивен и динамичен. Этим и объясняется дискомфорт.
4. Решение проблемы следует искать в присущем человеку – созданию, наделённому воображением, – умении действовать «как если бы». С помощью творческого воображения может быть построен мост между низшим и высшим аспектами. «Каковы мысли, надежды и желания его, таков и он».50 Это констатация непреложного факта.
Когда современные психологи полнее постигнут творческую цель человечества и возьмутся за более конструктивное развитие творческого воображения и тренировку направляющей воли, будет достигнуто многое. Когда оба эти фактора (несомненно свидетельствующие о божественности в человеке) будут изучаться, научно развиваться и использоваться, все проблемы, которые решают современные клиники, начнут отпадать сами собой. Так, благодаря экспериментам ускорится наше движение к пониманию человека. Психология может твёрдо рассчитывать на присущую 429] человеческой единице способность к освоению творческого воображения и постановке цели, поскольку она нередко встречается даже у детей. Развитие фантазии и привитие детям способности совершать выбор (с тем, чтобы они могли иметь твёрдую цель в жизни) станут двумя главными идеалами нового образования. Фантазия приводит в действие воображение, учит понимать красоту и приближает субъективные миры. А (мудро прививаемая с детства) способность выбирать со всеми её «зачем», «почему» и «для чего» сослужит человечеству большую службу, особенно если вниманию развивающегося в отрочестве интеллекта предлагается общая картина мира и мировой план. Итак на:
1. фантазии,
2. умении выбирать,
3. понимании целого и
4. постановке цели
должно основываться воспитание приходящих в воплощение детей. Фантазия подключает творческое воображение, давая конструктивный выход эмоциональной природе. Эмоциональная природа должна уравновешиваться и руководствоваться пониманием значения правильного выбора и высших ценностей. Спектр этих ценностей, в свою очередь, можно самоотверженно расширять, распознавая окружающее целое, в котором индивиду приходится играть свою роль, в то же время всё больше обусловливая весь диапазон