Алиса Бейли

Эзотерическая психология. Трактат о 7 лучах

самому себе, так и своим друзьям. Недостаток знаний может быть опасным, и признав это, он спасётся от многих бед, особенно психологического характера. А затем можно прогрессировать на Пути Мудрости.

Ущербное понимание собственных склонностей, или призвания, если хотите, хотя это не одно и то же, поскольку склонности не столь конкретны, как призвание. По поводу этих склонностей, или внутреннего руководства, в школах эзотерической психологии иногда высказываются так: «устраняя пробелы, человек склонен сразу перепрыгивать через них». В это время 439] он сознательно распознаёт некоторые аспекты своего естества и высшие из них постоянно притягивают его. К примеру, устранив разрыв между астральным, или эмоциональным, телом и умом и обнаружив раскинувшееся перед ним необозримое поле ментальной активности, человек может надолго погрузиться в материалистическую рациональность и, насколько возможно, перестаёт обращать внимание на любые эмоциональные реакции и психическую чувствительность, околдовывая самого себя убеждением, что для него их не существует. Он начинает интенсивную работу на ментальных уровнях. С точки зрения души такое положение носит преходящий характер (даже если длится одно или несколько воплощений), но может вызывать явные психологические проблемы и создать «белые пятна» в восприятии жизни. В основном ситуация разрешается тем, что человека просто не трогают, если только дело зашло не слишком далеко.

Как только будет признано существование души, людей всё больше будут предоставлять направляющей цели и водительству их собственных душ при условии, что они понимают, что с ними происходит, и способны различать между:

а. Подъёмом подсознательного «я» в освещённую зону сознания,

б. Действием, силой и распознаваниями непосредственно сознательного «я».

в. Нисхождением «Я» сверхсознательного, души, несущего вдохновение, высшее знание и интуитивное понимание.

В нашем трактате мы должны определить такие слова, как «подсознательный», «сознательный» и «сверхсознательный», поскольку ими 440] слишком легко бросаются, а, между тем, смысл их разнится в разных школах психологической мысли, которых придерживаются учащиеся.

Словом подсознательный я обозначаю всю инстинктивную жизнь формальной природы, все унаследованные тенденции и врождённые предрасположенности, все приобретённые (в прошлых воплощениях и часто дремлющие, пока не вскроются внезапно под напором обстоятельств) и накопленные особенности и все смутные желания и побуждения, подталкивающие человека к действию, а также подавляемые и не признаваемые желания и невыраженные идеи, которые хотя и присутствуют, но не осознаются. Подсознательная природа подобна глубокому омуту, из которого при желании человек может черпать почти весь опыт своего прошлого и который может мутить, пока не превратит его в доставляющий массу неприятностей кипящий котел.

Сознательное ограничено тем, что человек сам о себе знает и что имеет в настоящем – разного рода качества, особенности, способности, тенденции и познания, образующие его оборотный капитал, о котором он или психолог безусловно осведомлены. Всё это выставлено на всеобщее обозрение и делает его таким, каким он представляется внешнему миру.

Под сверхсознательным я разумею присущие человеку потенциальные возможности и знания, которые пока не доступны и не сознаются, а потому и не используются. Это мудрость, любовь и абстрактный идеализм, свойственные природе души, но ещё не входящие и никогда не входившие в непосредственно употребляемое оснащение. Но когда-нибудь человек непременно осознает и начнёт использовать все эти способности. В «Йога Сутре» Патанджали этим потенциальным силам и осознаниям дано интересное определение «облака познаваемого». В конце концов «познаваемое» 441] опустится в сознательный аспект человеческой природы и станет составной частью его интеллектуальной оснащённости. А затем в ходе эволюции и с течением веков освоения человеком сверхсознательного оно будет опускаться в подсознательный аспект его природы. В качестве пояснения укажу, что, как инстинктивная природа действует ныне в основном в сфере подсознательного, так в своё время перейдёт туда и интеллектуальная часть (которой всё увереннее овладевает человек), опустившись ниже порога сознания, а её нынешнее место займёт тогда интуиция. Для большинства людей свободное пользование интуицией невозможно, поскольку она лежит в сфере сверхсознательного.

Все эти движения в сфере сознания – от подсознательного к непосредственно сознаваемому и далее в сверхсознательное