признаки локализуются в ментальном теле или в мозге и могут широко варьироваться от навязчивой идеи и ментального окостенения до безумия (при чрезмерной стимуляции или неблагоприятной наследственности). Человек может возгордиться успехом на избранном поприще и станет требовательной и неприятной личностью, или, выражая подвижность ума Третьего Луча, станет либо интриганом или махинатором, либо борцом за осуществление грандиозных, но в действительности несбыточных проектов. Я не касаюсь здесь ни приобретённых им в прошлых жизнях и скрытых в подсознании тенденций, ни его наследственности и окружения. Я пытался показать лишь одно: конфликт энергий в человеке чреват серьёзными последствиями. Однако большинства из них можно избежать благодаря правильному пониманию.
Отсюда вытекает, что первое, что нужно установить в русле нового психологического подхода, это:
1. Какими Лучами, главными и малыми, обусловливаются и определяются 445] природа человека и качество его повседневной жизни.
2. Какая из пяти энергий (в период трудностей) наиболее влиятельна и через какое тело, или проводник, она фокусируется.
3. Какие лучевые энергии борются с навязываемой властью самой влиятельной энергии. Это могут быть:
а. Различные аспекты самой же этой энергии в их собственных сферах действия.
б. Высшие энергии, стремящиеся к контролю над низшими, что вызывает раскол в природе человека.
в. Энергия самого процесса слияния, объединяющая низшие энергии в единую функциональную личность.
г. Согласующее действие процесса устранения разрыва между двумя главными энергиями, в результате которого происходит соединение души и личности.
Каждый из этих случаев энергетических конфликтов образует ряд дополнительных трудностей, и в каждом случае имеются центры меньших конфликтов, которые часто привносятся окружающими обстоятельствами и событиями.
Учитывая все эти факторы и рассматривая в нашем гипотетическом случае человека высоко интеллектуального и имеющего в повседневном выражении хорошее оснащение, что будет делать эзотерический психолог? Что он предпримет в отношении своего подопечного? Каковы те широкие, общие принципы, из которых ему следует исходить? Я могу лишь вкратце привести некоторые из них, напоминая, что в нашем случае субъект непосредственно сотрудничает с психологом и заинтересован в результатах. Психолог же должен постараться получить ответы на следующие вопросы:
446]
1. Почему вы хотите, чтобы вас «выправили»? Несмотря на то, что слово взято из обыденной речи, оно имеет глубокое значение, ибо указывает на понимание необходимости выравнивания.
2. Почему вы решили, что это необходимо, и желаете провести специфический процесс внутренней корректировки?
3. Если вы знаете внутреннее строение человека, то в каком, по вашему мнению, проводнике должен быть устранён разрыв? Где находится очаг раскола, а, значит, и текущего кризиса? Эта трудность является главным или малым кризисом?
4. Какие пять лучевых энергий обусловливают субъекта?
5. Насколько образ жизни человека, его призвание и внутренние взаимосвязанные желания согласуются с тем, что диктует ему
а. Энергия душевного Луча,
б. Личностного Луча?
Со многими трудностями сталкиваются здесь ученики.
6. В какой период нынешнего жизненного выражения появился раскол? И не стало ли причиной трудной ситуации достижение интеграции? Есть ли это проблема –
а. Раскола, требующая процесса его устранения, ведущего к слиянию энергий?
б. Интеграции, требующая правильного понимания случившегося и правильного приспособления объединённых способностей к окружающим условиям?
7. Требует ли уровень, достигнутый человеком,
а. Его интеграции как личности, которая превратит его в настоящего человека?
447]
б. Развития его как мистика и обучения распознанию высшего аспекта и его связи с низшим, имея в виду их объединение?
в. Подготовки его как оккультиста и подведения к такому ментальному состоянию сознания, в котором высшая и низшая природа, или оба аспекта, начнут функционировать как одно? Это означает соединение сил личности с энергией души и слияние их в единое божественное выражение «части в целом».
8. Что же, наконец, нужно сделать с «освещённой зоной» непосредственного сознания, чтобы подсознательная часть человека могла «по желанию освещаться лучом ума», а сам ум превратился бы в прожектор, проницающий сверхсознательное, открывая природу души? Фактически это проблема расширений сознания. Перед нами обширное поле психологических исследований на предмет использования ума как «образующего световую линию