в сердечном центре, а не в солнечном сплетении, и когда такое положение получит более широкое распространение, мы увидим более радостную и успешную картину служения.
Я стараюсь сделать данный трактат как можно более практическим, так как новая наука служения должна базироваться на правильном фундаменте и здравом понимании. Вероятно, осветить эту новую и в то же время избитую тему проще всего, сформулировав некоторые вопросы и отвечая на них по возможности полно и точно.
124]
1. Как мы определяем слово «служение»?
2. Какова сфера действия этой науки и почему мы называем её наукой?
3. Каковы признаки истинного служителя?
4. Какое действие оказывает служение
а. На ум?
б. На эмоции?
в. На эфирное тело?
5. Доказывает ли данная наука, что семь ключевых, или лучевых, типов используют различные методы в своём служении?
Рассмотрение этих вопросов позволяет выполнить три задачи:
1. В связи с каждым вопросом показать, что служение – не сантименты и не идеал, но следствие и научный процесс в одно и то же время.
2. Отразить нынешнюю потребность в правильном понимании такого образа действий, с помощью которого Новая Группа Мировых Служителей выведет человечество в мир истинного смысла и реальных ценностей. Я постараюсь показать, как будет работать Новая Группа Мировых Служителей.
3. Дать представление о том, как служат сегодня на нашей планете определённые группы Учителей Мудрости.
Отвечать на вопросы мы будем в порядке их следования.
Как мы определяем слово «служение»?
Определить это слово нелегко. Его слишком часто пытаются охарактеризовать с позиций личностного знания. Служение можно кратко определить как спонтанное следствие контакта с душой. Контакт этот настолько реален и ощутим, что жизнь души может пролиться в инструмент, 125] который душе волей-неволей приходится использовать на физическом плане. Так в мире человеческих дел может быть продемонстрирована природа этой души. Служение не есть какое-то качество и не есть исполнение каких-то действий; это не некая активность, к которой нужно усердно стремиться; и не средство мирового спасения. Необходимо чётко представлять себе разницу, иначе всё наше отношение к столь весомому показателю успеха эволюционного процесса человечества окажется неверным. Служение – это одно из проявлений жизни. Это потребность души, это такой же двигатель её эволюции, как и стремление к самосохранению или воспроизведению видов является проявлением животной души. Это очень важная мысль. Служение – это инстинкт души, если мы вправе применить столь неадекватное выражение, и потому представляет собой специфическую и неотъемлемую особенность душевного раскрытия. Это характерная особенность души, так же как желание есть характерная особенность низшей природы. Это групповое желание, аналогичное личностному желанию низшей природы. Это стремление к групповому благу. Поэтому нельзя научить ему или навязать его человеку как желательное свидетельства устремлённости, идущее извне и базирующееся на теории служения. Это просто первое реальное следствие на физическом плане начала выражения души во внешнем проявлении.
Ни теория, ни устремление не делают, да и не могут сделать человека настоящим служителем. Почему же тогда мы видим сегодня столь активное служение в мире?
Просто потому, что жизнь, слова и дела первого мирового Великого Служителя, пришедшего показать нам суть служения, неизбежно оказали своё действие, и люди сегодня всерьёз стараются подражать Ему, плохо понимания, что подражание не даёт подлинных результатов, но лишь отражает расширяющиеся возможности.
126] Все эти законы Души (и Закон Служения не исключение) неизбежно проявляются двояко. Во-первых, они оказывают действие на индивида. Это происходит, когда установлен определённый контакт с душой и механизм души начинает отзываться. Подтверждение тому должны теперь дать разбросанные по всему свету изучающие эзотеризм, ибо они достигли уровня, позволяющего им выдвинуть из своих рядов истинного служителя, который явится свидетельством твёрдого контакта с душой. Во-вторых, эти законы души начинают оказывать групповой эффект на само человечество, воздействуя на него в целом. Этот эффект представляет собой нечто-то вроде отражения высшего сознания в низшей природе, поэтому в наше время мы наблюдаем столь сильное стремление к служению и значительные филантропические усилия. Всё это, однако, носит на себе глубокий личностный отпечаток, что часто приносит большой вред, поскольку люди пытаются навязывать свои представления о служении