в нашем сознании со всем, что неприятно видеть. Однако в духовном и научном смыслах слово «отвержение» означает просто «отношение к тому, что нежелательно». А это, в свою очередь, (при определении желательного) подразумевает добродетели различения, бесстрастия и дисциплины в жизни ученика, а также способность прекратить концентрацию на самом себе. Эти слова говорят о потребности в переоценке нереального и нежелательного и в дисциплине низшей природы, чтобы выбор совершался быстро и легко, позволяя отбросить то, что заточает или задерживает душу. Главное – тщательно и правильно выбранный путь или образ действий, который освободит душу из мира форм и отождествит её, прежде всего, с ней же самой (тем самым избавляя её от мировой иллюзии), а затем – с миром душ, представляющим собой сознание Превышней Души22.
Нет нужды распространяться здесь о технической стороне такого выбора. Путь различения, метод бесстрастия и дисциплина жизни исчерпывающе освещены в учениях двух последних тысячелетий, а также в многочисленных книгах, описывающих учения Христа и Будды. Их правильное понимание позволяет сделать правильный выбор и «отвергнуть» то, о чём не стоит 162] ни мечтать, ни желать. Для многих серьёзных учащихся (таких, как читатели данного трактата) оказалось полезно записать для себя собственное понимание четырёх следующих слов:
1. Различение,
2. Бесстрастие,
3. Дисциплина,
4. Децентрализация.
Для каждого определения довольно и одной страницы, если на ней правдиво изложены самые высокие представления. Учащиеся поймут, что, практикуя четыре эти добродетели, главные отличия ученика, они автоматически приводят в действие Закон Отвержения, который на Пути Посвящения даёт откровение и осознание. Описание этого закона на Пути Посвящения будет слишком сложным для тех, кто ещё неопытен в основном различении и далёк от подлинного бесстрастия. Стоит ли, поэтому, распространяться о его действии в жизни посвящённого? Не думаю. Ученик старается бесстрастно и безболезненно осмыслить различие между:
1. Правильным и неправильным,
2. Добром и злом,
3. Светом и тьмой в духовном понимании,
4. Темницей и свободой,
5. Любовью и ненавистью,
6. Интроверсией и экстраверсией. Имеет смысл поразмыслить над этой двойственностью.
7. Правдой и ложью,
8. Мистическим и оккультным знанием,
9. «Я» и не-«я».
10. Душой и телом.
163] Долго ещё можно перечислять различные двойственности. Обнаружив существование пар противоположностей, ученик должен затем обнаружить то, что не есть ни то, ни другое. Под действием Закона Отвержения посвящённому открывается центральный, срединный путь, который оккультно позволяет ему «далеко отбрасывать обеими руками то, что загромождает и скрывает центральный путь света. Ибо ни справа, ни слева не укрыт от опасности человек, ищущий этот светлый путь». Имеет ли это изречение хоть какое-то реальное значение для большинства из нас? Давайте для самих себя постараемся определить в словах специфику и дать название третьему, или центральному пути, который не есть, например, ни свет, ни тьма, ни любовь, ни ненависть. Мы не можем чётко видеть, что это такое, и не сможем до тех пор, пока усиленная стимуляция, которой мы подвергаемся на Пути Посвящения, не сделает своё дело. Однако некоторое представление о нём может дать нам третий раздел.
в. Закон Отвержения и Странник на Пути Жизни
Наши рассуждения базируются на ранее приводившейся цитате:
«Закон Отвержения ведёт в семи направлениях и заставляет всё, с чем соприкасается, возвращаться назад к семи духовным Отцам».
Мы непосредственно подошли к описанию Пути Отвержения, который управляется этим законом и представляет собой путь или образ действий для каждого лучевого типа. Хотя во всех семи случаях и во всех семи направлениях работает один и тот же закон, результаты получаются разные, поскольку значительно отличаются качества и феноменальные явления, на которые с неизбежными последствиями воздействует закон божественной воли. Проблема, поэтому, очень сложна. На семи 164] законах души построены все многочисленные представления истины, на протяжение столетий передававшиеся мировыми Учителями. Рядовому ученику, однако, требуется большая духовная проницательность, чтобы почувствовать аналогию или идейное созвучие, например, между:
1. Блаженствами (возвещенными Христом23) и этими семью законами.
2. Стадиями Благородного Восьмеричного Пути и этими потенциальными возможностями души.
3. Восемью Средствами Йоги, или объединения с душой, и семью описанными влияниями.
4. Десятью Заповедями