Прогресса может сознательно ощутить лишь тот ученик, который дал обет и был принят. Если он установил определённые ритмы, эффективно работает в некоторых хорошо распознаваемых групповых направлениях и решительно, с пониманием готовит себя к расширяющим посвящениям, этот закон начинает управлять им и он учится следовать ему инстинктивно, интуитивно и интеллектуально. Подготовка к посвящению начинается учеником именно с подчинения этому закону. Это предложение должно показать всем важность понимания возникающей самым естественным образом необходимости посвящения. Понимаем ли мы, как это важно? Ниже перечислены некоторые достижения, упомянутые в начале обсуждения пятого закона. Не будем забывать их эзотерические, неочевидные значения.
1. Ученик прилагает все усилия, чтобы прекратить концентрацию на самом себе. Это означает, что –
а. Он ничего не просит для своего отдельного «я». Понятно, поэтому, почему от стремящихся требуется обет в преданности своему Высшему «Я» и отсечение любых притязаний своего отдельного «я». Понятно также, почему столь многим это не нравится. Они не готовы к этому, и поэтому данный обет действует как великий агент различения. Те, для кого такой стандарт бескорыстия слишком высок, не понимают и не принимают его. Поэтому неготовые подвергают его критике. Позднее они вернутся к этому обязательству и с пониманием воспримут его в должном свете.
б. Его взгляд направлен к свету, а не скован желанием контакта с Учителем. Тем самым исключается тот духовный эгоизм, что 178] выражается естественным, глубоким желанием добиться признания одного из Великих. Когда обретена свобода от личного, Учитель может решиться на контакт и установить связь с учеником. Следует задуматься над этим.
2. Ему придётся научиться служить инстинктивно. Ему может понадобиться (и, как правило, приходится) учиться различению в своём служении. Тем не менее, его отношение к жизни и ко всем людям – это божественный порыв помогать, воодушевлять, любить и поддерживать.
3. Он будет учиться по желанию мгновенно использовать ум в двух направлениях:
а. Он может направлять прожектор ума в мир души, чтобы узнавать и постигать те истины, которые должны стать для него проверенным знанием.
б. Он может также направлять его в мир иллюзии и рассеивать наваждения личного. Если он способен на это, то начинает рассеивать мировые наваждения, поскольку приближается к посвящению.
а. Связь мировых групп
Можно продолжить перечисление достижений, показывающих наблюдающей Иерархии, что ученик или группа учеников уже готовы к «большему свету». Главным показателем, однако, служит их реакция на Закон Группового Прогресса. Именно он является тем грядущим новым законом, который должны распознать ученики мира и который уже наращивает своё влияние, даже если человечество ещё долго не будет понимать этого. Он активизирует мировые группы. В прошлом группы формировались ради взаимной пользы, взаимных интересов, исследований и взаимного укрепления. В этом была 179] их слава и их проклятие, ибо, какими бы великими и благими ни были их мотивы, но по существу и в основном эти группы были эгоистическими, отличаясь самым труднопреодолимым духовным эгоизмом и нуждаясь в том истинном различении, о котором я говорил. Подобные группы всегда представляли собой поле брани, где наименее способные и наименее интегрированные поглощались и усреднялись, или подчинялись полному единообразию, а самые способные выдвигались в конце концов в лидеры; неопределённые же игнорировались и полностью лишались возможности действовать. В конечном итоге успешной оказывалась та группа, которая состояла из родственных душ, мыслящих одинаково, потому что никто не обладал интуицией, но все были последователями какой-то школы мысли, или потому что центральная фигура в группе довлела над остальными, своим гипнозом вгоняя их в инстинктивное, неподвижное, статическое состояние. Это может составить славу наставника и группы, но никак не славу Божию.
В настоящее время медленно и постепенно образуются новые группы, управляемые законами души. Поэтому и звучать они будут в ином ключе и будут спаяны общим устремлением и задачей. Но состоять они будут из свободных душ, индивидуальных и развитых, не признающих другой власти, кроме власти собственной души, и подчиняющих свои интересы целям души группы в целом. Как достижения отдельного человека на протяжении веков способствовали подъёму человечества, так будут ему способствовать и аналогичные достижения в групповой формации, только ещё быстрее. Поэтому этот закон называется