на монадический Луч и контролируется им. Далее процесс повторяется:
1. Множество Лучей, образующих низшего обособленного человека, совмещаются и сливаются в три личностных Луча.
2. Эти три Луча в свою очередь соединяются и сливаются в синтетическое выражение доминирующего самоутверждающегося человека, личностное «я».
3. Затем личностные Лучи превращаются в единый Луч и подчиняются двойственному Лучу души. И вновь соединяются и сливаются три Луча.
4. Лучи души доминируют над личностью, и три снова становятся одним, когда двойственный Луч души и комбинированный Луч личности начинают вибрировать на частоте высшего из душевных Лучей – Луча группы души, который всегда считается истинным эгоическим Лучом.
5. Со временем (при третьем посвящении) Луч души начинает сливаться с Лучом Монады, Лучом жизни. Высокий посвящённый, следовательно, представляет собой двойственное, а не тройственное выражение.
6. В дальнейшем, однако, эта двойственность уступает место тому таинственному неописуемому процессу, который называется отождествлением и представляет собой заключительную стадию раскрытия души. Сообщать больше не имеет смысла, поскольку дальнейшее будет понятно лишь тем, кто готовится к четвёртому посвящению, а настоящий трактат рассчитан на учеников и посвящённых первой степени.
Эта последовательность даёт некоторое представление о том, кто мы и чем можем стать. Раскрывающаяся цель наших собственных душ («ангелов вечной бессмертной любви») должна всё полнее и глубже овладевать каждым из нас, и к этому – ценой каких бы то ни было личностных жертв – мы должны неуклонно стремиться, искренне и безоглядно прилагая к этому все усилия.
19] Итак, мы обсудили три больших этапа, отмечающих продвижение души к своему назначению. В результате процесса индивидуализации душа приходит к подлинному самосознанию и осведомлённости в трёх мирах опыта. Актёр в драме жизни овладевает своей ролью. Благодаря процессу Посвящения душа познает суть божественной природы. Данная стадия эволюционного пути характеризуется полным сознательным слиянием с группой и поглощением личного и индивидуального Целым. И наконец совершается тот таинственный процесс, при котором в результате отождествления душа настолько растворяется в высочайшей Реальности и Синтезе, что угасает даже сознание группы (если только не восстанавливается намеренно ради служения). Здесь не воспринимается ничего, кроме Божества, – без какой бы то ни было обособленности, меньшего синтеза, разделений и дифференциаций. Стоит заметить, что во время этих процессов на сознание пробуждающегося человека воздействуют три энергетических потока:
а. Энергия самой материи, воздействующая на сознание внутреннего духовного человека, который использует форму, как средство выражения.
б. Энергия самой души, или солнечного ангела, изливающаяся на проводники и порождающая ответную энергию в солнечной форме.
в. Энергия самой жизни, – фраза, бессмысленная для всех, кто не достиг третьего посвящения, так как даже открытия современной науки не дают реального представления об истинной природе жизни.
Жизнь, или сущностная энергия, есть больше чем активность атома или того жизненного принципа, который включает в себя самосохранение, воспроизводство, движение, рост и то особое нечто, которое мы называем «жизненностью». В так называемых научных лабораториях можно «создать», произвести 20] низший, или третий аспект жизни, но невозможно воспроизвести или сотворить другие, более сущностные аспекты, выявляющиеся как сознательный отклик, зачаточная разумная цель, которая, несомненно, и оживляет все субстанции. Причина такой невозможности становится понятной после третьего посвящения. А до этого посвящения сообщать больше бессмысленно, так как всё равно ничего не будет понятно.
Чтобы лучше уяснить вопрос о троичном расширении сознания (поскольку все эти кризисы являются аспектами единой великой раскрывающейся цели, или процесса), которое мы называем индивидуализацией, посвящением и отождествлением, следует иметь в виду, что тот смысл, который мы в настоящее время вкладываем в эти слова, зависит от нашего нынешнего эволюционного уровня, унаследованных нами моделей обучения и мышления, а также современного знания и терминологических систем. Позднее мы можем увидеть их совершенно иначе, когда узнаем больше и когда человечество продвинется дальше к свету. При свете же, что струится из этого более обширного синтеза, и с позиции Тех, Кто обладает более высоким, великим и объемлющим по сравнению с человеческим сознанием, смысл этих