друг на друга. Напротив, они были выпол- нены из тщательно обработанных плит песчаника. Их желтовато-ко- ричневые стены были даже украшены длинной, состоявшей из пяти ря- до полосой зеленого камня.
И в наши дни там еще можно различить три этажа, несмотря на то что большая часть построек обвалилась. Сохранилось почти два де- сятка помещений с полностью уцелевшими перекрытиями. Можно пред- положить, что их число значительно больше. Ацтек до настоящего времени все еще полностью не раскопан. Пуэбло было почти неприс- тупным, будучи полностью изолировано от внешнего мира своими сте- нами с одним-единственным входом. Так называемые окна вели из о помещения в другое, и ни одно из них не выходило наружу. Соглас- но последним, относящимся к 1962 г. данным, в нижнем этаже откры- то 221 помещение, 119 расположены на втором этаже и 12 - еще в это составляет 352 помещения.
Нет никакого сомнения, что во времена расцвета пуэбло насчитыва- ло значительно больше помещений. Принято считать, что Ацтек насе- ляло полторы тысячи человек. Естественно, это всего лишь предпо- ложение. Вполне возможно допустить, что жителей там было гораздо больше: в 1964 г. Роланд Ричер открыл в так называемых Восточ- ных развалинах еще четырнадцать помещений.
Кто и каким образом создал эти сооружения? К какому времени отно- сится их постройка и к какому - упадок?
Важное значение имело географическое положение пуэбло, описание которого приводилось выше. Определяющим было то, что Ацтек нахо- дится примерно на половине пути между крупной группой пуэбло, расположенных у Чако-Каньона (последний находится южнее, в севе- ро-западном углу штата Нью-Мексико), вблизи нынешнего шоссе № 44, и такой же крупной группой, расположенной у Меса-Верде (севернее, в юго-западном углу штата Колорадо, вблизи нынешнего городк Обе группы отличаются своей архитектурой и в особенности керамикой, окраска и орнамент которой совершенно различны.
Полностью невыясненным остается вопрос о том, возник ли Ацтек в результате эмиграции или изгнания больших групп жителей из этих цивилизованных центров, или же имел место простой обмен идеями и техникой с каким-то более ранним населением, или же он возник в результате завоевания долины реки Анимас небольшими воинственны- ми группами, которые передали местным жителям свою культуру. Точ- но установлено лишь то, что вначале появился стиль чако, который отразился в архитектуре, керамике, погребальных ритуалах (как и во всем районе Чако, здесь было обнаружено очень мало захороне- ний, относящихся к тем временам).
Совершенно необъяснимым в истории возвышения пуэбло Ацтек остает- ся факт его двукратной отстройки с промежутком примерно в сто лет.
Еще несколько десятилетий назад археологи не могли даже в мечтах надеяться на то, что им когда-нибудь удастся установить точные даты, относящиеся к этим периодам. А сегодня мы можем определить их с точностью до года благодаря методу датировки по древесным кольцам. Здесь мы ограничимся лишь тем, что сооб-щим о результа- тах, полученных с помощью этого метода. Сам же метод мы подробно разъясним в главе Нескончаемое древо.
В настоящее время известно, что первое пуэбло Ацтек было построе- но между 1100 и 1124 гг. н. э. Мы знаем даже, что самые крупные строительные работы развернулись между 1111 и 1115 гг.
Около 1110 г. первая группа поселенцев прибыла в те места и прис- тупила к строительству. По-видимому, в следующем году, когда бы- ло завершено строительство лишь половины сооружений пуэбло, име- ло место вторжение туда еще более крупных групп. При взгляде на нынешние развалины пуэбло трудно дать определенный ответ на воп- рос о том, сколько людей могло участвовать в строительстве. Тем более что при тогдашнем уровне развития техники осуществление та работ представляется просто немыслимым. Около 1115 г. появляется новая волна переселенцев, чтобы завершить строительство. Имеются данные, что постройки были доведены до высоты четвертого эта оз- наменов