конфликтом цивилизаций является именно конфликт между рационалистическими обществами Запада и этически-ориентированными странами исламского мира. Этот конфликт на новом витке истории повторяет другой, более древний конфликт между рационализмом Греции и религиозностью Ближнего Востока, который, как известно, благополучно завершился синтезом обеих культур и возникновением синтетической культуры эллинизма. Так вот, при всех попытках отдельных правителей решить этот конфликт военным путем наиболее перспективной будет, как и тогда, работа противоположных сторон по взаимному пониманию друг друга с перспективой создания цивилизации нового типа, куда органично вошли бы достижения всех народов Ближнего и Дальнего Востока. И кому же, как не России, которая сама есть место встречи Востока и Запада, деспотизма, религиозности и прогрессивной учености, быть посредником между Западом и исламским миром ? В этом мы видим очевидный смысл и пользу углубленных исследований в области культурологического, т.е. диахронического исламоведения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1Эллинизм в Вавилоне --- централизованное распределение и плановое производство, эллинизм в Вавилоне --- свобода местных общин и внутреннее потребление свободно производимого продукта (т.е. как в древнейшие времена этих государств).
2 Все равно, на взгляд скептика, два момента гипотезы Лэнгдона остаются спорными: а) нигде в Коране слово ”весы” не образуется от глагола zbn; б) жало скорпиона не тождественно его клещам.
3 Объективно-психологические результаты изучения феноменов пророчества в настоящее время обобщены в [Резван,1992,20-33].
4 Недавно в Интернете появилась статья Андрея Иванникова “Тибетско-иранский ключ к природе коранических Яджудж ва Маджудж (Гоги и Магоги)”, в которой доказывается, что вышеназванные библейско-коранические персонажи -–иранские демоны мужского и женского рода Я-дуд и Ма-дуд, символизирующие дым, мрак, помраченное сознание. Если эта гипотеза верна, придется думать и о коранических источниках дальневосточного происхождения.
5 Значение IV породы арабского глагола – направительное. Следовательно, можно грамматически точно перевести islKm (масдар от IV породы глагола salima со значением “быть целым, единым, мирным, благополучным”) как “направление к единству, цельности”.
БИБЛИОГРАФИЯ
Источники и исследования
Ассман, 1999 --- Ассман Я. Древний Египет: теология и благочестие древней цивилизации. М; 1999
Бартольд, 1998 --- Бартольд В.В. Культура мусульманства. М; 1998
Винников, 1934 --- Винников И.Н. Легенда о призвании Мухаммеда в свете этнографии // С.Ф.Ольденбургу: к 50-летию научно-общественной деятельности. Л; 1934
Грюнебаум, 1981 --- Грюнебаум Г.Э.фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М; 1981
Грюнебаум, 1986 --- Грюнебаум Г.Э.фон. Классический ислам. М; 1986
Дьяконов, 1968 --- Дьяконов И.М. Предыстория армянского народа. Ереван, 1968
Емельянов, 1997 --- Емельянов В.В. Женщина праведника, пережившего потоп // Петербургское востоковедение 9 (1997)
Емельянов, 1999 --- Емельянов В.В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. СПб; 1999
Ибн Араби, 1995 --- Ибн Араби. Мекканские откровения. СПб; 1995
Керам, 1986 --- Керам К.В. Боги, гробницы, ученые. М; 1986
Конрад, 1973 --- Конрад Н.И. Восток и Запад. М; 1973
Лившиц, 1975 --- Лившиц В.А. “Зороастрийский” календарь // Бикерман Э. Хронология древнего мира. М; 1975
МНМ --- Мифы народов мира. М; 1980-82
Надиров, 1997 --- Надиров И.И. Древнеарабский город Хатра. Автореферат дис. … канд. ист. наук. СПб; 1997
Пигулевская, 1964 --- Пигулевская Н.В. Арабы у границ Византии и Ирана. М; 1964
Пиотровский, 1991 --- Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М; 1991
Резван, 1992 --- Резван Е.А. Пророчество и религиозное вдохновение в исламе (к проблеме научной интерпретации феномена “пророческих откровений” Мухаммеда // Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии. М; 1992
Чижевский, 1995 --- Чижевский А.Л. Космический пульс Вселенной. Земля в объятиях Солнца. М; 1995
Юнг, 1997 --- Юнг К.Г. AION. Исследование феноменологии самости. М; 1997
Bobrova, Militarev, 1993 --- Bobrova L; Militarev A. From Mesopotamia to Greece: To the Origin of Semitic and Greek Star Names // Die Rolle der Astronomie in den Kulturen Mespotamiens. Graz, 1993 (= Grazer Morgenlandische Studien 3)
Campbell Thompson, 1949 --- Campbell Thompson R. Dictionary of the Assyriam botany. London, 1949
CT --- Cuneiform Texts from Babylonian Collection in the British Museum
Hunger, Pingree, 1989 --- Hunger H; Pingree D. MUL.APIN. An Astronomical