состязания (борьба, гонки на колесницах, игра в кости, словесные поединки). Они имели ритуальный характер, т. к. символизировали борьбу Индры с Вритрой или, более обобщенно, — борьбу богов и асуров. По их окончании проходил ритуальный обмен подарками между представителями различных кланов или социальных групп, знаменовавший победу жизни над смертью, порядка над хаосом, укреплявший космическую и социальную структуры.
Хотя ведийские арии стремились уберечь свою религию и мифологию от влияний окружавших их аборигенных индийских племен, текст «Ригведы» (в высшей степени сакральный) демонстрирует проникновение в него элементов неарийской культуры (часто через вратьев, ариев, отошедших от ведийской религии). В особенности же сильно ее влияние в «Атхарваведе», материал которой связан с низовыми слоями древнеиндийского общества и дает представление об иных аспектах бытовавших в нем воззрений. «Атхарваведа» — сборник заговоров, заклинаний, магических формул, которые должны были защитить человека от всевозможных бед и несчастий, в том числе болезней, неудач, всякого рода порчи или козней злых духов и демонов. В нем несомненно отразилось влияние брахманов, т. к. включены тексты, трактующие о ненанесении вреда брахманской варне, молитвы об успешном изучении Вед учеником-брахмачарином, даже космогонические гимны и гимны некоторым ведийским божествам. Тем не менее, остается очевидным, что эта самхита, по большей части отражавшая народную религию своего времени, была включена в состав литературы «шрути» в результате компромисса между арийской и аборигенной культурами, который стал неотъемлемой частью процесса развития древнеиндийского общества и его идеологии.
5. Приложения, тексты, комментарии
Приложение №1:
Тантры – Священные Писания
КАМИКАЛАВИЛАСА-ТАНТРА
КАМИКАЛАВИЛАСА-ТАНТРА
1. Пусть Он [Шива], Который в [Своей] блаженной игре пробуждается для созидания, поддержания и поглощения всего сразу, защитит тебя! - [Он], Великий Господь, Чья природа - тончайший изначальный Свет (пракаша), в котором содержится вселенское "раскрытие" (вимарша).
2. Она, Изначальная Сила (Шакти), - Высшая, Чья природа - нерожденное и нерушимое блаженство, Вечная, ни с чем не сравнимая, семя всего движущегося и бесчувственного, незапятнанное зеркало, в котором являет Себя сияющий Образ Шивы.
3. Она, Высшая Шакти, обладает одновременно формами и семени, и проростка, проявляющих Себя одновременно Шивы и Шакти. Тончайшая из тончайшего, Она содержится в буквах алфавита - от первой и до последней.
4. Когда скопление солнцеподобных лучей сияния Парама-Шивы отражается обратно от "зеркала проявления"(вимарша-шакти), то на той стене Сознания появляется великая сияющая точка-семя как отражение Его собственного Сияния.
5. Самость является природой того Сознания, проявившего [Себя] в общей совокупности букв - от первой и до последней. Она [Самость] - плотное средоточие Шивы и Шакти и содержит в себе цикл [круговращений] всей Вселенной.
6. Две точки-семени - белая и красная - [пребывающие] в сокровенном взаимном блаженстве, - Шива и Шакти, теперь то сокрывающиеся вместе, то открывающиеся вовне в [форме] проявления [Вселенной]. Они - причина проявления как выраженных в буквах звуков, так и того значения, что содержится в них, - теперь Они, взаимопроникнув [друг в друга], разделяются.
7. Самость [этой] точки (бинду) есть солнце, образованное соединением и слиянием этих двух. Эти семена-точки (бинду) - соединения огня и луны - образуют одновременно "цель желания (кама)" и "радость сближения (кала)".
8. Теперь здесь дается истинное Знание (видья) Великой Богини [в форме Камакалы], выявленное в порядке [расположения] Ее кругов [, из которых образуется шри-янтра]. Тот, кто обретает [это знание], становится самореализованным, достигшим единства с Самой Великой Трипурасундари.
9. Из красного бинду по мере его "набухания" появляется проросток звука (нада), от которого затем появляются [таттвы] эфира, воздуха, огня, воды, земли и [все] буквы алфавита.
10. [Но на самом деле и] белый бинду - в равной степени является источником [появления] эфира, воздуха, огня, воды и земли. Вся Вселенная - от ничтожного мгновения [времени] до всего Космического Яйца - состоит из этих пяти таттв.
11. Так же как двум бинду присуща неотличность одного от другого, так же и видья [имевшаяся в виду выше и представленная пятнадцатислоговой тайной мантрой] и Богиня, что осознает ее, - неотличны [друг от друга].
12. Звук, выраженный в буквах, и [его]