утратила
свое доминирующее влияние среди практиков даосизма. Распространение
получила теория внутреннего дыхания, циркуляции воздуха в "полях
киновари". Для лечения болезней рекомендовался способ задержания
дыхания, или "запирания воздуха" на вдохе. Для питания внутренних
органов рекомендовался способ "пяти ростков": произнести молитву,
поворачиваясь по странам света и поглощая воздух определенное число
раз: три раза, обратившись на юг, для питания сердца; пять раз,
обратившись на север, для питания почек; семь раз, обратившись на
запад, для питания легких; девять раз, обратившись на восток, для
питания печени; для питания селезенки (центра) поглощают воздух
двенадцать раз. Эта процедура называется "поглощение воздуха три,
пять, семь, девять (раз)".
Одной из разновидностей дыхательных упражнений была практика
"поглощения солнечных лучей", дополнявшая процедуру "поглощения
дыхания солнца и образа солнца". Рано утром надлежало сесть или
стать лицом к солнцу, сосредоточиться и "поглощать солнечное
дыхание" 45 раз, затем 9 раз сглотнуть слюну и 9 раз постучать
зубами. Процедура "поглощения образа солнца" заключалась в
следующем: утром надлежало повернуться на восток, держа в руке лист
зеленой бумаги, на которой киноварью выведен иероглиф "солнце" ( Н
)* внутри квадрата. На этом образе следовало сосредоточиться, затем
сглотнуть его, после чего надлежало 9 раз сглотнуть слюну и 9 раз
постучать зубами, удерживая образ солнца в сердце. Далее,
дополнительно к этому, можно практиковать метод поглощения солнечных
лучей: три раза в день, обернувшись утром на восток, в полдень - к
югу, под вечер в час бу - на запад. Поглотив образ красного солнца и
введя его в сердце, как было описано выше, следовало представить,
что из сердца к зубам поднимаются девять лучей, которые надо
направить в желудок. ДАлее надлежало медитировать на образе этих
лучей в сердце и желудке, после чего выводить эти лучи вместе с
выдохом и сглатывать слюну 39 раз.
В дальнейшем эта процедура усложнилась - образ красного солнца
в сердце надлежало заставить циркулировать по всему телу. Прежде
всего его следовало направить в нижнее "поле киновари", оттуда в
левую ступню, а затем в правую. Когда образ солнца проходил через
грудь, следовало заставить его осветить все пять внутренних органов,
а затем провести и почки, откуда по двум каналам поднимается белый
воздух во "дворец нирваны", а черный воздух - в сердце.
Согласно другой процедуре следовало концентрировать внимание на
солнце, что подобно яйцу, расположенному в центре "дворца нирваны".
Затем поочередно надлежало избавиться от трех видов солнечного
воздуха: черного, "трупного воздуха"; белого, "старого воздуха";
голубого, "мертвого воздуха". Выпуская каждый раз воздух, надлежало
концентироваться на его цвете и названии. После этого надо было тихо
и осторожно четыре раза вдохнуть желтый воздух, после чего сглотнуть
три раза слюну. Вслед за этим предписывалось концентрироваться на
солнце, расположенном в центре "дворца нирваны", и представить, что
оно выходит через глаз и располагается перед ртом на расстоянии
девяти цуней. Закрыв глаза ненадолго, открыть их и вдохнуть сем раз
красный воздух, затем сглотнуть три раза слюну. После этого
надлежало подвигать руками и ногами, а затем поглощать зеленый
воздух.
Наряду с практикой поглощения солнечного воздуха, даосы
рекомендовали еще ряд других: поглощение лунного воздуха, поглощение
тумана и т.д. [25, c.374-377].
Некоторые европейские исследователи склонны усматривать в этих
процедурах поглощения солнечного и лунного воздуха зачатки
гелиотерапии и селенотерапии, достоинства которых даосы оценили еще
в глубокой древности [27, c.145].
Описанные выше дыхательные упражнения, согласно предписаниям
даосских наставников, необходимо было дополнительно сопровождать
двигательной гимнастикой, различные виды которой описывались в
трактатах или передавались изустно от учителя ученику. Общее
название этой гимнастики "растягивание и сжимание" тела (даоинь).
Позже стали употребляться и другие названия: "работа" (гунфу),
"работа,