неведения. В трактате О жизни он определяется как период непробудившегося сознания (ПСС. Т.26. С.344).
(1* О понятии вера в творческом сознании Толстого см.: Купреянова Е.Н.
Эстетика Л.Н.Толстого. М.; Л., 1966. С.242-272. *) (2* В трактате Христианское учение (1894-1896) Толстой писал: Соблазн... означает западню, ловушку. И действительно, соблазн есть ловушка, в которую заманивается человек подобием добра и, попав в неё, погибает в ней. Поэтому и сказано в Евангелии, что соблазны должны войти в мир, но горе миру от соблазнов и горе тому, чрез кого они входят (ПСС.
Т.39. С.143). *)
Состояние, к описанию которого писатель переходит далее, начинается с возмущений не разума, а сердца, ощущения духовной болезни и рождения внутренних противоречий. Отсюда - резкое ослабление власти соблазнов.
Движение на этом отрезке пути сопровождается остановками жизни, чередованием оживлений и умираний, раздвоенностью. Кризисная остановка, связанная с отрицанием жизни, объясняется в Исповеди признанием неразумности всего существующего, утверждением в тщете соблазнов и осмыслением жизни как обмана, зла и бессмыслицы. Именно на этой стадии и происходит осмысление уже отвергнутого жизнепонимания (или подобия жизни) и символическое уподобление его соблазну сладости. В тексте Исповеди с этим периодом движения личности от одного жизнепонимания к другому (в варианте трагического исхода этого движения) связан выход силы и энергии.
Сознание трудностей не только перехода от одного жизнепонимания к другому, но и поступательного движения внутри каждого из них и обусловило сосредоточенность Толстого (и художника, и публициста) в 60-70-е годы на исследовании той стадии духовной эволюции человека, которая предшествует обретению веры.
Жанр исповеди не явился в творческом движении Толстого чем-то неожиданным.
Неодолимую потребность в самоанализе и исповеди он испытывал всегда. И то и другое - в его дневнике, который вёлся (с незначительными перерывами) на протяжении шестидесяти лет, в письмах, в незавершённых философских набросках 1860-1870-х гг. Наконец - во всём его художественном творчестве.
Исповедь Толстого стоит в одном духовно-психологическом ряду с Исповедями Августина Блаженного и Руссо.
...к ненапечатанному сочинению... - Имеются в виду религиознофилософский трактат Исследование догматического богословия (1879-1880, 1884) и работа Соединение и перевод четырёх Евангелий (1880-1881). В первой редакции Заключения к Исповеди (1882) Толстой писал: Это было написано мною три года тому назад. После этого я написал исследование догматического христианского богословия и изложение христианского учения, как я его понимаю. Эти части ненапечатанного сочинения, если они кому-нибудь нужны, будут напечатаны когда-нибудь, когда это будет возможно (Государственный музей Л.Н.Толстого. А II. Оп. 10. С.1). Исследование догматического богословия было впервые опубликовано под заглавием Критика догматического богословия М.К.Элпидиным в Женеве: первая часть в 1891 г., вторая - в 1896 г. В России этот трактат вышел лишь в 1908 г. Книга Соединение и перевод четырёх Евангелий была издана впервые также Элпидиным в Женеве: первый том - в 1892 г., второй - в 1893 г., третий - в 1894 г. (издание вышло со множеством опечаток). В России эта книга (без последней, заключительной главы) была опубликована лишь в 1906 г. в приложении к журналу Всемирный вестник. В том же году книга была полностью издана Е.В.Герциком.
...18-ти лет... университета. - В 1844 г. Толстой поступил на Восточный факультет Казанского университета. Через год - перешёл на юридический факультет. Из университета вышел в 1847 г.
Володенька М. - Речь идёт о Владимире Алексеевиче Милютине (1826- 1855), впоследствии - профессоре государственного, а затем - полицейского права в Петербургском университете, брате военного министра Д.А.Милютина. Дружеские отношения между братьями Толстыми и Милютиными установились во время пребывания семьи Толстых в Москве, в 1837-1841 гг., когда у детей был общий учитель французского языка и латыни - Сен-Тома (см.: Русская литература.
1969. No 1. С.117-118). Исследовательскую деятельность В.А.Милютин начал, ещё будучи студентом, и сразу заявил о себе как о талантливом литераторе и учёном. Печатался, в частности, в Отечественных записках, Современнике.
На двадцать девятом году жизни В.А.Милютин (вследствие личных причин) покончил с собой.
...это было в 1838 г.... - Описанный Толстым случай произошёл в 1839 г.
...старшие братья... - У Толстого было три старших брата