Оза и Ахио, вели новую колесницу (вторая книга царств глава 6, стихи 1-3).
Но когда кортеж добрался до гумна Нахона, быки чуть было не опрокинули ковчег. Оэа схватил его руками. Тогда зажегся против Озы гнев божий за дерзновение, и бог поразил его смертью там же, у ковчега (стихи 6-7). И устрашился Давид в тот день господа и сказал: как войти ко мне ковчегу господню? И не захотел Давид везти ковчег господень к себе, в город Давидов, а обратил его в дом Аведдара гефянина (вторая книга царств глава 6, стихи 9-10).
Если автор данной части Библии и не Самуил, то он все-таки священнослужитель, ибо из его повествования особенно явствует забота воспретить непосвященным мирянам дотрагиваться до ковчега. Мы уже видели ужасное истребление 50070 любопытных вефсамитян, пораженных молниеносной смертью, когда они только заглянули в священный ящик.
Чтобы внушить побольше страху, автор не постеснялся неправдоподобности своего анекдота. В конце концов, служителям религии совсем неважно, что богу придаются черты вопиющей несправедливости. Главное, бойся его!
Вот, например, ковчег, который, несмотря на божественность, не должен был занимать особенно много места, раз его взвалили на простую повозку. А повозка эта должна была быть очень узкой, если она могла пройти через горные ущелья от Газы до Иерусалима. Однако священники не сопровождают святой сундук, что совершенно непонятно. Если принять во внимание, что не было предпринято никаких мер предосторожности, чтобы оградить ношу от случайностей пути, то этот добрый Оза, который удерживал ковчег в момент падения, поступил хорошо, но был вознагражден за свое религиозное усердие внезапной смертью. Нельзя не признать, что это все-таки жестоко. Скептики, с лордом Болингброком во главе, подчеркивали оскорбительность этого повествования для милосердного бога. Если кто-нибудь и был виновен, так это левиты, оставившие ковчег на произвол судьбы, а не мирянин, который поддержал его. Но дело в том, что именно при помощи такого рода россказней в невежественном народе и поддерживается вера в священные привилегии, данные богом жреческой касте.
Еще одно замечание: это жестокое начало царствования Давида лишний раз показывает, что народ еврейский был в ту пору так же груб, как и беден, и что в действительности у него не было даже ни одного приличного дома, где он мог бы поместить предметы своего культа.
Господин Аведдар, назначенный хранителем ковчега, всячески остерегался дотронуться до него: и благословил господь Аведдара и весь дом его (стих 11). Через три месяца Давид потребовал ковчег у Аведдара. Ковчег был перенесен в Иерусалим. Церемония перенесения была очень торжественна, и царь высказал по этому поводу большую радость. Давид скакал из всей силы пред господом; одет же был Давид в льняной ефод (стих 14). В своем веселье он, вероятно, позволил себе поднять ногу немного выше, чем полагается, и обнаружил... то, что обнаруживать не следовало. Мелхола, его супруга номер один, не скрыла от него своих мыслей по этому поводу, после того как священная коробка была наконец водворена на приготовленное для нее место.
Когда Давид возвратился, чтобы благословить дом свой, то Мелхола, дочь Саула, вышла к нему навстречу, (и приветствовала его) и сказала: как отличился сегодня царь израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь, рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек! (вторая книга царств глава 6, стих 20). Что касается бога, то он, наоборот, был весьма удовлетворен резвостью Давида. Он даже наказал Мелхолу за то, что она в этот день была невнимательна к своему мужу. В наказание у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее (стих 23).
Давид хотел построить храм в честь Яхве, но бог евреев воспротивился этому, ибо приберегал эту честь для Соломона (глава 7).
Глава 8 посвящена победам Давида. После сего Давид поразил филистимлян и смирил их, и взял Давид Мефег-Гаамма из рук филистимлян. И поразил моавитян и смерил их веревкою, положив их на землю; и отмерил две веревки на умерщвление, а одну веревку на оставление в живых. И сделались моавитяне у Давида рабами, платящими дань. И поразил Давид Адраазара, сына Реховова, царя сувского, когда тот шел, чтоб восстановить свое владычество при реке (Евфрате); и взял Давид у него тысячу семьсот всадников и двадцать тысяч человек пеших, и подрезал Давид жилы у всех коней колесничных, оставив (себе) из них для ста колесниц.
И пришли сирийцы дамасские на помощь к Адраазару, царю сувскому; но Давид поразил двадцать две тысячи человек