небесных гуляк. Бог послал ангела Рафаила побить ангела Азазела, и наш Азазел был заключен Рафаилом в пещеру в пустыне Додоел.
И вот бог нашел, что потоп, как ни верти, необходим. Чтобы воспрепятствовать исполинам заниматься магией, он решил утопить весь свет, в том числе и простых людей, которые только страдали от этих колдунов. Но ангелов, которые пошли шататься и бражничать по земле, он отозвал на небеса и приказал впредь вести себя смирно и не блудить.
Надо полагать, что именно в эту пору ангелы и сделались бесполыми.
Господь бог, чтобы оградить себя от возможных новых шалостей с их стороны, вероятно, обязал их расстаться с соответствующими органами, как это делали восточные цари по отношению к каждому занимавшему известную должность в его гареме. Совершенно напрасно церковники вычеркивают этот эпизод из своих кратких руководств священной истории. По крайней мере люди знали бы, почему ангелы стали евнухами.
Этот бедняга Азазел, забытый в пещере, куда его бросил Рафаил, конечно, утонул во время всемирного наводнения. Прольем же слезу над его печальной судьбой!
Скажите после этого, что не перст самого провидения помог найти Книгу Еноха? Она не пропадала у первых христиан; апостол Иуда ее цитирует;
некоторые из отцов церкви также говорили об этой книге как о книге весьма известной. Книга Еноха была в почете у христиан до четвертого века. А позднее, разглядев, что Енох подтверждает и хорошо объясняет неприятные четыре стиха шестой главы Бытия, церковники изъяли ее из Библии.
Видя, как евреи представляли себе ангелов, мы не можем не признать, что христианская церковь внесла в эту теорию значительные поправки. Тем не менее она все-таки признает, что еврейский народ был избран богом, и принимает его религиозные книги как священные и непререкаемые.
Евреи располагали ангелов по иерархической лестнице в 10 ступеней: 1) кадошим, или пресвятые, 2) офамим - быстрые, 3) оралим-сильные, 4) шасмалим-пламенные, 5) серафим-искры, 6) малахим-посланцы, 7) элохим - божественные, 8) бен-элохим-дети божий, 9) херувим - ангелы быки, 10) ишим-одушевленные. Но папа Григорий первый распределил ангелов совсем по-иному. По его всесвятейшему велению в христианстве принято распределение ангелов на три степени по три чина в каждой: первая степень - серафимы, херувимы и престолы; вторая степень - ангелы силы, власти и господства и третья степень - ангелы начала, архангелы и просто ангелы.
Отсюда видно, как значительна власть папы: иметь право перестраивать небесные ранги - это не шутка.
Христианские церковники утверждают, что евреи не понимали своих священных книг и что они и до сих пор так и не понимают своей религии, не знают истинной веры. Подумать только, эти глупые евреи не догадывались, что их Исаия, нападая на царя вавилонского, их врага, и предсказывая ему день разрушения его могущества, имел в виду не падение этого царя, а древнюю легенду о бунте Люцифера против бога! И что за болваны были эти раввины, если они не сумели прочитать этого между строк! Да и кроме этого, говорят христианские церковники, есть еще немало вещей, которых евреи даже и не подозревали в своей Библии.
Например, троица! Попробуйте убедить верующего еврея, что он поклоняется одному богу в трех лицах. Вы напрасно потеряете время: он будет смеяться вам в лицо. Он вам ответит, что если бы бог был триедин, то он сознался бы в этом Моисею, патриархам, пророкам. С Библией в руках он будет утверждать, что ни одно слово в ней не намекает на существование троицы, которую он считает непонятной, и что, наоборот, священное писание представляет личность бога единой и неделимой.
Видя это убогое недомыслие, христианский богослов снисходительно улыбается и поводит плечами. Ему, видите ли, достаточно двух первых стихов в книге Бытие, чтобы показать, что троица существовала во все времена и что это совершенно ясно. Торжественно он их процитирует: В начале сотворили элохим небо и землю. Земля же была пуста пустынна (тогу богу), и тьма была над бездной, и дух божий носился над водами. Таков буквальный перевод еврейского текста.
Вы не видите здесь бога-отца, бога-сына и бога-духа? Действительно, при первом взгляде их что-то незаметно. Но наденьте богословские очки, и вы очень легко различите троицу. Нашими очками, если вы позволите, будет рассуждение Блаженного Августина в его прелестной книге De cantico novo (глава 7). Нет ничего более убедительного, чем это его рассуждение. Все богословы согласно считают Августина светочем богословия.
Выражение в начале,