Лео Таксиль

Забавная Библия

очень рассудительной в самом раннем детстве. Однажды отец ее рассказывал о случае с его женой и Иосифом. Воспоминание об этом долго его терзало; он даже сохранил знаменитый плащ, который его жена сорвала с Иосифа и который несколько порвался во время борьбы. Один из слуг посоветовал Потифару спросить Асенефу, что она думает по поводу всего этого.

Девочка, едва начинавшая говорить, сказала: Послушай, отец мой! Если мать порвала одежду Иосифа спереди, то это доказательство, что Иосиф хотел взять ее силой, но если одежда порвана сзади, это значит что моя мать бегала за Иосифом.

Библия и Коран единогласно признают, что Асенефа была примерной женой.

В течение первых семи лет изобилия она родила Иосифу двух сыновей - Манассию и Ефрема. Затем наступило семь лет голода, но египтянам не пришлось страдать от него, потому что Иосиф предусмотрительно устроил житницы в разных местах страны и наполнил их хлебом в сытые годы. Египет оказался настолько богат в годину испытаний, что из разных других стран, также пораженных голодом, туда приезжали за хлебом.

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ.

БЛАГОЧЕСТИВАЯ МЕСТЬ ИОСИФА.

Все сыновья Иакова, за исключением Вениамина, по совету отца, отправились в Египет за хлебом. Библия с очаровательной наивностью дает понять, что Иосиф - управитель огромной египетской державы лично участвовал в распределении припасов между караванами чужеземцев, прибывавших со всего лица земли. Каким образом премьер-министр мог удосужиться заниматься такими мелочами. Библия не говорит. Так или иначе Иосиф узнал своих братьев, но ими не был узнан. Он обошелся с ними довольно круто, а за все время их пребывания в стране не оказалось ни одного египтянина, который сказал бы им, что правитель и благодетель Египта, самый популярный государственный деятель в стране - их соотечественник. Он же сам не открылся им.

Сохраняя инкогнито, Иосиф, для начала, обвинил десять своих братьев в шпионаже. Те, конечно, отрицали.

- Нас было двенадцать братьев, - говорили они. - Один умер, одиннадцатый, младший, остался с отцом.

- Ладно, ладно, - возразил Иосиф. - Вы пришли сюда в качестве шпионов, чтобы выведать слабые места, через которые ваш народ мог бы хлынуть сюда и завладеть страной.

Не совсем понятно, каким образом еврейский народ, состоявший в ту пору из одной только семьи Иакова ибо Исав, лишенный благословения, сделался главой идумеян, - мог бы завладеть Египтом, этим обширным, густонаселенным и могущественным государством, которое благодаря своим запасам хлеба было, как фантазируют библейские авторы, житницей всего мира. Но проследим продолжение речи Иосифа.

- Для того чтобы узнать, говорите ли вы правду, - сказал он, - я посажу вас всех в тюрьму, за исключением одного из вас, который отправится домой за младшим братом.

И он посадил их всех десятерых. Через три дня их снова привели к нему.

- Я раздумал, - сказал он. - Только один из вас останется здесь заложником, а остальные возвращайтесь домой. Можете увезти и купленный хлеб.

Но немедленно возвращайтесь с вашим младшим братом, иначе ваш заложник умрет в тюрьме.

Заложником он избрал Симеона. Он заковал его в присутствии остальных братьев, а их отпустил. Одновременно он приказал своим подчиненным положить незаметно в их мешки с хлебом деньги, которые они заплатили за хлеб. В пути один из братьев Иосифа, открыв мешок, чтобы накормить осла, с изумлением нашел там свои деньги; с остальными было то же самое, и их удивление перешло в трепет. Прибыв в Ханаан, они рассказали о происшествии Иакову. Сначала Иаков отказался расстаться с молодым Вениамином, но когда иссяк египетский хлеб, он поддался настояниям Иуды.

- Если необходимо, чтобы я отослал этого сына, поступайте, как знаете.

Возьмите плодов, бальзама, меду, стираксы и ладану, фисташек и миндальных орехов, возьмите также вдвое больше денег, чем вы нашли в ваших мешках, ибо, вероятно, здесь был недосмотр, и передайте все это в дар тому человеку. И вот они снова в Египте. Когда Иосиф увидел, что Вениамин с ними, он оказал им очень хороший прием, освободил Симеона и устроил в их честь пышное пиршество. Они захотели возвратить деньги за первые покупки, но Иосиф отказался, утверждая, что у него касса сходится.

- Это бог, - схитрил он, - положил деньги в ваши мешки.

Эта плоская сказочка изложена в сорок третьей главе книги Бытие. При всей своей доброте и великодушии Иосиф был не чужд склонности к хитростям и мистификации. В то время когда его братья пировали и произносили тосты за здоровье великодушного