Лео Таксиль

Забавная Библия

мира. Он набрался смелости и попросил бога показаться ему во всем своем величии. Как же встретил эту просьбу бог-отец? Учебники священной истории заботливо пропускают это место из Библии. Мы еще раз прибегнем к длинной цитате.

Моисей сказал богу: покажи мне славу твою. И сказал (господь Моисею): я проведу пред тобою всю славу мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою; и, кого помиловать - помилую, кого пожалеть - пожалею. И потом сказал он: лица моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть меня и остаться в живых. И сказал господь: вот место у меня: стань на этой скале;

когда же будет проходить слава моя, я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою моею, доколе не пройду; и когда сниму руку мою, ты увидишь меня сзади, а лице мое не будет видимо (тебе) (Исход, глава 33, стихи 18-23).

Это место из священного писания следовало бы особенно вдумчиво прочитать всякому, кто смиренно слушает разглагольствования религиозных проповедников о боге вообще и о библейском в частности.

Так как скрижали были разбиты Моисеем, то бог-отец потрудился выгравировать их заново. Неизвестно почему, но второе издание было выпущено не из скинии; по-видимому, эту работу можно было технически выполнить только на вершине Синая, куда Моисей и был вынужден взобраться вновь. Он провел там без еды и питья еще раз сорок суток. Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему (Исход, глава 34, стихи 29-30). То же происходило и при выходе его из скинии: по этой причине его и изображают обыкновенно с двумя снопами лучей на лбу, похожими на рога.

Книга Исход заканчивается шестью главами (35-40), в которых изложены еще очень многие мелкие и мельчайшие еврейские законы, продиктованные Моисею самим богом.

ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ.

ТРЕТЬЯ КНИГА МОИСЕЕВА ЛЕВИТ.

Книга Левит, состоящая из 27 глав, не представляет никакого интереса.

Из эпизодов она содержит только описание посвящения Аарона и его сыновей в жрецы (глава 8), а также благочестивую историю Надава и Авиуда, зажегших свою кадильницу перед богом чужим огнем, за что они были заживо сожжены богом перед святилищем (глава 10). Книга Левит-это, в сущности, долгое и скучное перечисление и описание разного рода жертвоприношений, богослужений и обрядов евреев. Священный автор излагает взгляды на жречество, на животных чистых и нечистых, на разные виды осквернений.

Он, в частности, много говорит о проказе и прокаженных, удостоверяет святость жрецов, вновь приказывает почитать праздники, приносить в жертву первые плоды, подробно рассматривает разные очищения, в частности очищение женщин после родов (глава 12), говорит о богохульстве, требуя за него смертной казни, и так далее и т. п. Значительное место отведено правилам гражданской жизни. Это целая куча непоследовательных и странных предписаний, которые нельзя читать без скуки.

Именно здесь заяц объявляется животным нечистым, так как хотя он якобы и жует жвачку, но его копыта не раздвоены (глава 11, стихи 5-б): священный автор наивно принял частое движение заячьих губ и носа за жевание жвачки.

В книге Левит объясняются с религиозной точки зрения болезни. В рассмотрении этого вопроса священный автор столь же неисчерпаем, сколь и отвратителен. Некоторые из его откровений совершенно уродливы: если имеющий истечение плюнет на чистого, то сей должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера (Левит, глава 15, стих 8). Но господин, страдающий истечениями, может очиститься... верою. Вы думаете, быть может, что Библия прописывает ему какое-либо лечение? Не угадали! Когда имеющий истечение освободится от истечения своего, тогда должен он отсчитать себе семь дней для очищения своего и вымыть одежды свои, и омыть тело свое живою водою, и будет чист; и в восьмый день возьмет он себе двух горлиц или двух молодых голубей, и придет пред лице господне ко входу скинии собрания, и отдаст их священнику (Левит, глава 15, стихи 13- 14).

Библия указывает больному, как поступить по излечении, но просто бессильна чем-либо помочь ему в его болезни.

Замечательны некоторые запреты. Надо по справедливости признать, что священный законодатель не оставляет места ни малейшим сомнениям в том, сколь возмутительны были тогдашние нравы потомков Иакова. Осуждается скотоложство, видимо часто совершавшееся