расписание жертвоприношений в праздники и предписания относительно будущего раздела обетованной земли. Все это Книга Иисуса Навина повторяет с еще более скучными подробностями.
ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ.
ПЯТАЯ КНИГА МОИСЕЕВА ВТОРОЗАКОНИЕ.
Второзаконие - пятая, и последняя, книга Пятикнижия - представляет еще меньше интереса, чем книги Левит и Числа. Здесь в форме речей, произнесенных будто бы Моисеем, повторяются разные законы, ранее уже изложенные. В первой речи, занимающей четыре главы, резюмируется все, что произошло со времени ухода из Египта, и напоминается евреям, каким потоком благодеяний осыпал их бог. Во второй речи, занимающей двадцать одну главу, снова повторяется то, что для еврейского народа представляет свод его гражданских и религиозных законов. Затем следует целый ряд условий, связанных с исполнением законов: евреи будут благословенны и дела их будут успешны, если они будут выполнять приказания бога; наоборот, все проклятия посыплются на их головы и все самые разнообразные и многочисленные кары свалятся на них, если они нарушат какое-нибудь из его приказаний.
Так как священный автор позаботился предупредить, что сам бог говорил устами Моисея, следует привести некоторые образцы этого божественного красноречия.
Одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже 40 лет (Второзаконие, глава 8, стих 4). Вот, конечно, чудо, которое не менее чудесно, чем все прочие религиозные чудеса, и не лишено забавности.
Согласно упомянутым нами двум переписям, среди эмигрантов было круглым счетом 600000 одних только воинов и в момент исхода из Египта и в момент прибытия в страну моавитян. Пришли в Моав не те, которые вышли из Египта, а их потомки. Старшие поколения вымерли по слову господню. По числу вооруженных можно считать, что покинуло Египет три миллиона человек, включая стариков, женщин, девочек, мальчиков.
Если эти три миллиона человек нашли смерть в пустыне в течение этих сорока лет, значит, и три миллиона перемен платья, белья и обуви перешли от одних к другим. Но по последней переписи воинов было 601730, не считая 23000 левитов.
Если предположить, что каждый воин и каждый левит имели только по одной жене, что они имели всего только по трое детей, что только половина супругов имела отцов и матерей, можно посчитать, что всех пришедших в Моав было около четырех с половиной миллионов человек. Их всех нужно было одеть и обуть. Это делает чудо еще более величественным и загадочным, ибо, значит, потребовалось, чтобы старый бог раздобыл для своего народа где-нибудь в пустыне около полутора миллионов пар готовой обуви, не считая такого же количества мужского и дамского платья. Впрочем, святой Юстин, отвечая на эти соображения скептиков в Диалоге с Трифоном иудеем, утверждает, что не только платье евреев не износилось во время их сорокалетних скитаний под зноем и дождями пустыни, но что платье их детей росло на них и увеличивалось чудесным образом, по мере того как с возрастом развивались их тела. А святой Иероним в тридцать восьмом послании говорит даже следующее: напрасно брадобреи изучали свое ремесло; они не пользовались им в течение сорока лет, проведенных в пустыне, потому что у евреев не росли ни волосы, ни ногти. Может быть, хоть это убедит вас, наконец, и заставит уверовать в чудеса божьи! Отметим теперь божий завет, который не удивит никого: смотри, не оставляй левита во все дни, (которые будешь жить) на земле твоей (Второзаконие, глава 12, стих 19). Если вспомнить, что левиты - это духовные лица, все это становится очень понятным!
Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и господь, бог твой, предаст их в руки твои, и возьмешь их в плен, и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену, то приведи ее в дом свой, и пусть она острижет голову свою и обрежет ногти свои, и снимет с себя пленническую одежду свою, и живет в доме твоем, и оплакивает отца своего и матерь свою в продолжение месяца; и после того ты можешь войти к ней и сделаться ее мужем, и она будет твоею женою; если же она после не понравится тебе, то отпусти ее, куда она захочет, но не продавай ее за серебро и не обращай ее в рабство, потому что ты смирил ее (Второзаконие, глава 21. Стихи 10-14).
Это очень благочестиво, не правда ли?
У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество господне (Второзаконие, глава 23, стих 1). Комментарии не требуются!
Если (во время военного похода. -Л. Таксиль) у тебя будет кто нечист от случившегося (ему) ночью,