стал выжимать шерсть, и выжал из шерсти росы целую чашу воды. И сказал Гедеон богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса (книга Судей, глава 6. стихи 36-40). Вот это действительно архибожественные чудеса! Полагаю, что и вы восхищены ими до глубины души.
Слухи об этих великих чудесах распространились в израиле, и весь народ пожелал пойти сражаться рядом с Гедеоном. Но энтузиазм держался недолго. Так как герой сказал в одном из своих воззваний: пусть робкие возвратятся домой, - то всего осталось с ним десять тысяч человек, все же остальные воспользовались разрешением и возвратились восвояси.
Однако бог судил, что и этих десяти тысяч слишком много, и по его совету Гедеон отобрал горсть храбрецов, которые одни должны были сопровождать его в походе. Он приказал всем десяти тысячам солдат спуститься к реке и пить воду прямо из реки. Пока они пили, он наблюдал за ними с напряженным вниманием. Дело в том, что сказал господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить. И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной народ наклонялся на колени свои пить воду. И сказал господь Гедеону: тремястами лакавших я спасу вас и предам мадианитян в руки ваши, а весь народ пусть идет, каждый в свое место (книга Судей, глава 7, стихи 5-7).
Итак, Гедеон удержал триста лакавших по-собачьи, вероятно не без расчета на то, что у них окажутся в нужную минуту собачьи клыки. А теперь внимание! Не потеряйте ни одной строки из повествования о новых библейских подвигах: вы увидите, что Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон - все это были мальчишки и щенки рядом с Гедеоном, предводителем армии его величества царя небесного.
Лагерь мадианитян был внизу, в долине. Герой разделил своих 300 лакавших на три отряда. Он дал каждому трубу, глиняный кувшин и светильник.
И сказал им: смотрите на меня и делайте то же; вот, я подойду к стану, и что буду делать, то и вы делайте; когда я и находящиеся со мною затрубим трубою, трубите и вы трубами вашими вокруг всего стана и кричите: (меч) господа и Гедеона! (книга Судей, глава 7, стихи 17-18).
Дождались ночи. Тогда он спустился с тремястами лакавших к мадианитскому лагерю. Потихоньку они пробрались к аванпостам. Затем, когда каждый зажег свой светильник и поставил его в кувшин, Гедеон и его солдаты внезапно затрубили в трубы и с шумом стали разбивать свои посудины, сопровождая все это криками, из которых громче всего выделялся отмеченный священный лозунг. Мадианитяне, разбуженные шумом, были очень напуганы и, ничего не понимая, мало-помалу истребили друг друга.
Далее Библия приводит подсчет жертв этого побоища: два мадианитских генерала - Орив и Зив были убиты ефремлянами и два царя - Зевей и Салман были собственноручно убиты Гедеоном. Священный текст гласит: Зевей же и Салман были в Каркоре и с ними их ополчение до пятнадцати тысяч, все, что осталось из всего ополчения жителей востока; пало же сто двадцать тысяч человек, обнажающих меч (книга Судей, глава 8, стих 10). Выходит, что мадианитян, амаликитян и других восточных народов, расположившихся лагерем в долине Изреель, было 135000 человек. Лагерь довольно значительный!
Расположение ста тысяч человек требует площади более 15 квадратных километров. Солдаты Гедеона оставались всякий на своем месте.
Следовательно, чтобы окружить лагерь, триста лакавших должны были раскинуться цепью с интервалами не менее 50-70 метров.
Дело было ночью. Как же могли они на таком расстоянии видеть друг друга и повторять вместе жесты господина Гедеона, разбивавшего глиняные горшки?
И в конце концов, какое жалкое впечатление должно было произвести битье 300 горшков на линии в 15-20 километров! Триста человек, даже если бы они вошли в лагерь сомкнутыми рядами, произвели бы тоже не очень большой эффект на площади в 15 квадратных километров. Между тем они были разбросаны и оставались на внешней линии укреплений. Эффекта, конечно, не могло получиться никакого. Хитроумный замысел Гедеона не сыграл во всей этой истории ни малейшей роли. Если же он действительно смог что-нибудь сделать, то это просто одно из великих религиозных чудес и ничего более: Вероятно, бог тремястами труб поднял такой же шум, как и тремястами тысяч; он усилил