причин, развитие на Востоке шло много быстрее, чем на Западе, следовательно, финикийцы были «переносчиками» цивилизации с Востока на Запад; однако, если традиция была общей, они могли приносить новые достижения в соответствии с традиционными нормами.
Следы таких «переносов» можно обнаружить среди мегалитических памятников — например, колодцы Че-лис Велс — колодцы Грааля — в Гластонберри, священные колодцы, прямоугольные, как большинство колодцев периода дольменов, построенные с таким мастерством, что встает вопрос, не участвовали ли здесь египетские строители. Археологи определяют возраст этих колодцев (вокруг есть изображения знаков Зодиака) в 1700—2700 лет до Рождества Христова.
Другие следы находятся на гигантских трилитах Стоунхенджа в виде вырезанного на камне изображения кинжала специфической критской формы.
Очевидно, имелись также связи с мастерами, обрабатывавшими камень в Лигурии и Иберии. Возникает вопрос: не были ли организованы на Кантабрийском берегу и в Провансе места, где обучали и посвящали строителей со всего континента — Жаков, ведь с этими двумя провинциями связано немало озадачивающих фактов.
Есть веские основания полагать, что задолго до христианской эпохи уже существовало «паломничество» в Сантьяго-де-Компостела, и шло оно по той линии бога Люга, о которой я рассказывал, линии, параллельно Кантабрийскому берегу, где расположены основные гроты с наскальными рисунками, из которых самый знаменитый — Альтамира...
Этот путь святого Иакова — не был ли он путем «Жаков»? Во всяком случае этот путь всегда был традиционным путем паломничества масонов... и алхимиков. Путем Никола Фламеля*.
Лодка, принесшая тело святого, — не переосмысленное ли это христианством путешествие финикийцев, которые от берегов Малой Азии, через Гибралтарский пролив, доходили до современных Британских островов? Не была ли это лодка Мастера, посланного, чтобы поддержать традиции на Западе? Мастера, причалившего в месте, называемом Падрон (Патрон — покровитель, или рёге-отец)?
Если это так, то был путь «шевалье»-рыцарей, рыцарей труда, наездников Кабалы.
*Чиновник Парижского университета (1330—1418). По легенде, он был алхимиком, накопил значительное состояние, много жертвовал на больницы и школы.
Наконец, вспомните, что пиренейские строители, которых называли «каго», отделенные от местных жителей, носили на одежде знак «гусиной лапы». Гусиная лапа — знак «Лапчатой королевы», знак Мелюзины, знак «гуся» из игры со спиралью, вроде звезды, лучистой и лапчатой.
Какой знак соответствует Сантьяго-де-Компостела? Моллюск в спиральной раковине, называемый иногда Сен-Жак, нечто вроде лучистой звезды, похожей на гусиную лапу, — как будто суть знака хотели замаскировать.
Похожее место «сретения» есть и в Провансе, в Сен-Бом. Опять лодка, которая приплыла с Ближнего Востока и привезла Лазаря, носителя Грааля, сопровождаемого тремя женщинами (их символ я не нашел), и опять в место паломничества. Мощи одной из женщин — святой Мадлен — перенесены в базилику Везеле, паломничество туда тесно связано с паломничеством в Сантьяго-де-Компостела...
Наконец, предания гласят, что, когда Хирам-финикиец был приглашен Соломоном для строительства Иерусалимского храма, он призвал строителей из разных стран, среди которых был Мастер Иаков (Жак) родом из Пиренеев. Он явился с несколькими подмастерьями, чтобы принять участие в строительстве, и воздвиг одну из колонн храма.
Жители Пиренеев признавали — по свидетельствам стариков — что «каго» действительно участвовали в строительстве Иерусалимского храма, но плохо выполнили свою работу, за что были наказаны и стали прокаженными. Это похоже на оправдание отчужденности людей от мастеров-строителей.
Возможно, некоторые строители действительно болели проказой.
Эти «дети мастера Жака», если верить легендам, выныривают из очень глубокого прошлого. Считается, что от них произошли другие «братства», члены которых «учили» и «посвящали» строителей романских монастырей.
Похоже, что не «Жан» наставлял «Жака» касательно металлургии, но благодаря его, Жака, знанию свойств природных материалов появился полированный каменный топор, не хуже стального инструмента пригодный для рубки самых толстых деревьев.
Следует заметить, что этот топор стал в некотором роде священным предметом, которому суеверия приписывали различные свойства, в том числе способность отклонять удар молнии.
Очевидно, что плотники появились одновременно с этим топором Они строили поселения на озерах. У них были «ложи»