•Имеется в виду сходство по форме с территорией Фран
циизнания их были менее глубокими, даже если первое открытие было инстинктивным, чтобы им воспользоваться, необходимо было осознать и обдумать знание
Я уже отмечал особенности некоторых мест Люга таких, как Лудун, Лувьер, Люксей. Возможно, стоит добавить, что тысячелетия спустя тамплиеры избрали для своих мест посвящения Люз-ла-Круа-От и Люз-Сен-Совер
Наконец, замечательно, что виноградники, где производится то, что называется Гран-Крю* (которое древние охотно применяли как лекарство), расположены в местах, которые можно рассматривать как священные отмеченные либо самим названием, либо мегалитическими памятниками.
Стоит также отметить, на пути святого Иакова Компостельского, совпадающем с «линией Люга» -— Лонгроньо, Леон, Люго, — превосходное качество вин;
также замечательно, что в местах производства наших лучших вин без труда обнаруживаются остатки древних, очень древних культов.
Самый яркий пример — конечно, Бон, «где все вина хороши», как пелось в походной песне времен Столетней войны. Бон, который, был Беленом — имя Великого Бога эры Овна (Belier). Есть много других примеров:
священные камни Монраше; древний дольмен на вершине холма Воже; посвящение Меркурию древнего священного места, которое мы теперь называем Меркюре;
другого, посвященного Помоне, — теперь Поммар. Не только в Бургундии или в Божоле, но и повсюду вдоль Луары, реки лигуров, течению которой следуют дольмены. И еще Луар (Лиг-ара), где, судя по наличию мегалитических памятников, тоже производились знаменитые вина (увы, многие из них пали жертвой филоксеры).
Я уже упоминал владение Люга между Гаронной и Дордонью, которое имело центром Люгассон; после Люга там воцарилась Белен и его супруга Белисама — до Нотр-Дам-де-Блазимон; в этой области — Антр-де-Мер — вина не только замечательны на вкус, но и очень полезны для здоровья. Это «Антр-де-Мер», конеч-
*«Cru» — почва, «vin de cru» — местное вино, «Grand-Cru» вино из лучшего сырья.
но, значит «между двумя матерями-матронами», то есть между Гаронной и Дордонью
Неизвестно, когда возникла культура виноградарства, но, по-видимому, очень давно, если вспомнить легенду о Ное, который, высадившись на сушу, первым делом посадил виноград. А потом напился, о чем тоже сохранилось упоминание в древних текстах Похоже, что определенные вина всегда считались если не священными, то связанными со священными предметами Так считал Гомер, и Рабле не скрывал, что придает вину и опьянению вином значимость посвящения
Известно, что друиды запрещали возделывать виноград, но, согласно древним источникам, получается, что этот запрет не распространялся на определенные места, посвященные божествам, — очень мудро, ведь существуют места, где из винограда получается вино, а в других — лишь пьянящая дрянь, опасная для здоровья.
Возможно, в мегалитические времена вина не знали из-за отсутствия сосудов, пригодных для весьма тонкой алхимии его производства, которая может происходить лишь в погребах, в самом лоне земли. Тем не менее свойства этих мест были известны и почитались, что доказывает хорошее знание природы земли, разных почв и их свойств, причем не только химических, одним словом — ее «сущности».
А чем, собственно, знание инстинктивное хуже знания аналитического9 Важно ведь само знание, а не его средства
Я не хочу делать слишком смелых обобщений Периоды цивилизации относительно коротки и чередуются с периодами упадка Традиция — не наука, а лишь средство ее передачи Не все наскальные рисунки находятся в Альтамире, не все пирамиды — в Гизе, собор Сен-Сюльпис — еще не весь Шартр, а Сакре-Кер — не Амьен
Бывают и дольмены, сегодня мы недостаточно хорошо в них разбираемся, чтобы отличить настоящий памятник от «эрзаца». В галло-романскую эпоху еще ставили дольмены на вершинах холмов, а плиты наших кладбищ — тоже имитация дольменов
Чем же были эти мегалитические памятники7 Не существует ни одного удовлетворительного объяснения. Самым распространенным является мнение, что это
могильные памятники, некоторые из них ими и яьпя ются. Но только ли ими7
Тот факт, что под камнями часто находят ске^^тьт не кажется мне достаточным для утверждения, ^то первым назначением этих камней было укрывать с^др. ты. То же самое можно было бы сказать о многих церквах* Но никто не считает» что наши церкви строились, чтобы быть мавзолеями, кроме небольших часовен на кладбищах Сен-Дени строился не для Захоронения королей, и Собор Инвалидов — не для того чтобы упокоить