Я уверен, что речь идет о религии, притом о религии в полном смысле этого слова, то есть воинствующей.
Мы часто забываем о том, что большинство сохранившихся кромлехов часто называют «танцевальными залами». Танцы гномов, танцы фей или, как в Стоун-хендже, который по-гэльски называется Cathoir Ghall, танцы великанов.
Иногда ограды из камней нет, ее заменяют насыпь или ров, а называется все это кругом фей.
Менгиры и ряды камней оказывали «магическое» воздействие на землю, а кромлехи — на людей.
Любой обрядовый танец связан с «танцем» Вселенной, то есть подражает ему, а разница между профаном и посвященным проявилась очень рано и ознаменовала начало отдаления человека от Природы.
Древние не устанавливали такого различия, для них все, что было живым, в том числе камень, имело священное содержание как носитель жизни, и в этом они, с точки зрения философской, были более «продвинутыми», чем мы. Фаллос имел для древних людей божественное значение, был символом, не имеющим ничего общего с порнографическим эротизмом некоторых современных извращенцов.
Танец был священным занятием, приобщавшим человека к жизни всей Вселенной.
Не следует понимать слово «танец» в том смысле, который мы вкладываем в него сегодня, считая его «бесплатным удовольствием», развлечением. Хотя ритмичные движения всегда доставляют удовольствие.
Мне неловко говорить банальности, связанные со словом «ритм», но разве жизнь во Вселенной не есть ритм? Когда мы говорим о законах, управляющих звездами и планетами, мы лишь описываем — в современных терминах — солнечные, лунные, планет- я ные, галактические ритмы. Год, месяц, время года, J сутки — все это ритмы, в которых проявляется жизнь • земли, неба, Вселенной.
Мы все, от камня до человека, вовлечены в ритм. В нашей жизни есть весна, лето, осень, зима. Мы живем
по ритмам. Пора спаривания животных не может уклониться от этого сезонного закона, и в этом смысле эротизм имеет свой священный аспект.
Каждое живое существо имеет свои собственные ритмы — сердечный, дыхательный и другие, все они взаимозависимы.
Жизнь на другой планете потребовала бы приспособления персональных ритмов к ее ритмам. То же происходит при смене места жительства. Безукоризненное равновесие существа требует точного приспособления его личного ритма ко всем ритмам, управляющим данным местом.
С этой точки зрения танец становится попыткой включения в ритмы местности, более общие, чем личные ритмы каждого человека.
Танец есть религиозное средство связи, устанавливающейся между человеком и жизнью Вселенной в целом. Это может быть йога, а может быть и то, чем считала его суфийская секта*, «дервиши», которые использовали танец для вхождения в экстаз.
Все религии использовали этот способ, более чем эффективный. Танцевали во время элевксинских мистерий, ро время вакханалий, где вино помогало перейти «во второе состояние», танцевал Давид, причем не один. Женщины-друиды на острове Сены танцевали, чтобы впасть в транс. Пока все христианские обряды не были сметены, словно наводнением, в XIV веке, танцевали в церквах, или в круге, как в Шартре, где танцующих возглавлял епископ, или в процессии; шабаш ведьм был прежде всего объединением в танце на избранном месте.
Во время группового танца и даже во время современных танцев возникает вполне естественное явление:
под воздействием единого ритма возникает единство танцующих. Одним словом, рождается «эгрегор».
Даже современные танцы, мало связанные с ритмами природы, дают такой результат. Гораздо «сильнее» воздействуют танцы, подражающие ритмам природы.
* Суфизм — мусульманский мистицизм, возникший в VIII веке. Суфисты почитали Али, считая его вождем мистицизма. В их учении проявилось влияние христианства, зороастризма и индуизма. Дервиши — нищенствующие аскеты-суфисты.
Кино достаточно познакомило нас с ритуальными и племенными танцами черной Африки, каждый мог уловить, как возникает «эгрегор», о котором я говорил, когда речь идет о танцах плодородия, несомненно эротичных, или о «военных» танцах, когда нужно превратить в «войско» несколько человек с копьями.
А если люди танцуют в таком месте, где подземные токи «помогают» им своей энергией, результат будет еще значительнее. Здесь действуют не только ритм и соответствующее ему «притоптывание», происходит своего рода «перекачка» свойств места, правильно выбранного для танцев плодородия, военных или священных.
По этим причинам я считаю, что кромлехи, особенно круговые, играли прежде всего роль «танцплощадок»,