«южная гробница Джосера». Тайна ее волновала многих египтологов, но рас- крыть ее до конца пока так и не удалось.
Под южной стеной ограды находится глубокая шахта, вы- сеченная в скале. Она ведет ко второй гробнице, напоминаю- щей ту, что скрыта под самой пирамидой. Эта гробница тоже состоит из большого колодца площадью в 7 квадратных мет- ров и глубиной в 27,45 метра, то есть точно такой же пло- Щади и глубины, что и колодец под пирамидой. На дне его, как и под пирамидой, расположена гранитная усыпальница, но только она гораздо меньше: эта комната настолько мала, что в ней невозможно похоронить человека. Однако и здесь мы находим на стенах галерей имя Джосера и превосходно изваянные рельефы, изображающие его во время церемонии «Празднества Сед». В этих галереях, как и под пирамидой, стены частично облицованы синими глазированными плитка- ми, имитирующими тростниковые циновки.
Для чего же была построена вторая гробница? И действи- тельно ли это гробница?
Некоторые археологи полагают, что она предназначалась для захоронения каноп—четырех священных сосудов с внут- ренними органами фараона, вынутыми из его трупа во время бальзамирования. Однако ни одного такого сосуда найти не удалось. Следовательно ничто эту теорию не подтверждает и не опровергает. Но существует и другое объяснение, подска- занное мне находками, сделанными во вновь открытой пира- миде. О нем я расскажу в следующей главе.
Далее следует великолепный ансамбль зданий внутри внешней ограды. Глядя на них, можно как бы проследить за- рождение искусства каменной кладки. Здесь мы видим двор «Празднества Сед», о котором я уже упоминал,—прямоуголь- ное удлиненное пространство, расположенное к юго-востоку от пирамиды. На нем сохранились остатки храмов-жертвен- ников с открытыми ложными дверями в маленькую комнату для приношений. На южной оконечности этого двора два про- лета ступеней ведут к обширной каменной площадке, где, очевидно, стояли изваяния тронов Верхнего и Нижнего Египта.
К югу от двора начинается парадная колоннада; ее завер- шают входные пилоны, выступающие из внешней ограды. Эта узкая и длинная колоннада состоит из двух рядов связанных между собой колонн с канелюрами [Канелюры— вертикальные желоба на колоннах.— Прим. перев.]. Крыша и верхние части колонн недавно восстановлены. Самые колонны расширяются кверху зонтиками и как бы имитируют деревянные столбы, которые в свою очередь, возможно, являются копиями опор, сделанных из связанных пучками стеблей тростника. Здесь снова с обоих концов колоннады мы видим ложные камен- ные двери; имитирующие деревянные. На камне, например, тщательно высечены даже поперечные балки. К таким бал- кам прибивались панели деревянных дверей. Это лишний раз доказывает, если только подобные доказательства необходи- мы, что мы имеем дело с первыми опытами каменного зодче- ства человека. В те времена еще не определилось его законы и строители рабски копировали более древние образцы дере- вянных сооружений.
Внутри ограды находится немало других зданий, но их я не собираюсь здесь описывать. При желании можно найти все относящиеся к ним подробности в работах Фёрса, Квибелла, Лауэра и других известных специалистов. Я привел лишь не- сколько примеров, имеющих непосредственное отношение к новым находкам. Но, кроме них, гробница Джосера отличает- ся еше двумя особенностями, на которые я хотел бы обра- тить внимание читателя.
Прежде всего это большая внешняя стена, достигавшая некогда высоты десяти метров. Она была украшена бастио- нами и панелями, в подражание древним стенам из необож- женного кирпича. Основу этой стены составлял щебень, за- ключенный в облицовку из небольших, тщательно подогнан- ных блоков гладкого белого известняка, такого же, каким была облицована самая пирамида. Обычно все восхищаются плотностью швов этой облицовки, но в действительности кам- ни хорошо подогнаны только снаружи. В отличие от огромных блоков, использованных для постройки последующих пира- мид, здесь облицовочные плиты внутри неровны и не приле- гают плотно друг к другу на всю глубину.
В древности, когда эта гигантская стена поднималась на всю свою высоту, она представляла великолепное зрелище. Возможно, что она копировала Белую Стену Мемфиса, про- славленную в древних текстах. Между бастионами через не- равные промежутки ее украшали рельефы, изображавшие че- тырнадцать двустворчатых ворот.
Второй архитектурной особенностью ступенчатой пира- миды Джосера является ее внутренняя конструкция. Пира- мида состоит из независимых слоев каменной кладки, опи-