распространился мемфисский тип погребений».
Такая перемена была обусловлена развитием в Мемфисе искусства обработки камня. Как говорит Рейзнер:
«Египетские мастера достигли столь высокого совершен- ства в обработке камня, что. уже могли высекать блоки из- вестняка любого размера и вырубать по приказу фараона огромные шахты, траншеи или лестничные спуски в скаль- ном грунте. Однако камень в значительных количествах все еще шел только на постройку зданий для фараонов, и даже здесь каменные блоки были весьма невелики по сравнению хотя бы с теми, что использовались для строительства во времена Четвертой династии в Гизе.
Самым ранним примером каменного зодчества с обли- цовкой служит гробница Джосера с окружающими ее зда- ниями и оградой. С точки зрения кладки и архитектурных деталей этот комплекс является как бы переходным этапом от древнейшей архитектуры из кирпича-сырца времен Второй династии к пусть сравнительно небольшим, но уже каменным блокам из белого известняка».
В четвертой главе я уже вкратце описал, как добывали и обтесывали каменные блоки. Однако в зависимости от типа строительства методы добычи и обработки камня меня- лись. В частности, способы, применявшиеся древними егип- тянами при постройке пирамид, до сих пор не выяснены до конца.
Прежде всего не следует забывать, что пирамида была религиозным сооружением. Поэтому закладка пирамиды со- провождалась сложным ритуалом и различными церемо- ниями. Нам они известны только в общих чертах благодаря изображениям в храме Солнца фараона Пятой династии Ниусерра, По-видимому, в них участвовал сам фараон, а так- же жрецы и жрицы, облаченные в одеяния богов и богинь.
Церемонии состояли из следующих основных обрядов: вбивание кольев и растяжка веревок; разбивка плана на по- верхности площадки; смачивание песка; изготовление кирпи- чей; укладка кирпичей.
Особенно интересны последние две церемонии: очевидно, они были пережитком тех времен, когда гробницы строились из кирпича-сырца и каменная кладка была еще неизвестна..
Во время церемонии закладки под фундамент зарывали образцы строительных материалов, предназначенных для данного сооружения. Мы называем такие тайники «жертвами закладки». Большая часть найденных погребений такого рода относится к эпохе Среднего Царства, но почти несомненно, что подобная церемония существовала и в более древние времена.
В жертвах закладки иногда встречаются пластинки из кирпича, камня, металла или дерева обычно с именем фа- раона. Под пирамидой Аменемхета 1 были обнаружены по- добные жертвы. Среди них оказались череп быка, разбитые глиняные сосуды и шесть глиняных кирпичей, на каждом из которых имелась надпись с именем фараона и названием его пирамиды. Этот многовековой ритуал сохранился, кстати, и до наших дней. Чем в сущности отличается от древних захоронений современный обычай торжественно замуровы- вать ходкие газеты и монеты в фундаменты местных ратуш?
После освящения участка и завершения всех церемоний начиналась следующая стадия строительства.. Необходимо было соорудить подземные части здания.
Во второй главе я уже говорил о недостроенной пира- миде в Завиет-эль-Эриане с ее глубоким колодцем, к кото- рому ведет наклонная лестница и траншея. Необходимо от- личать такого рода открытые траншеи, как в Завиет-эль-Эри- ане, от туннельного типа подземных ходов, прорытых под пирамидой Джосера и, как мы увидим позднее, под вновь найденной пирамидой. Но и в том и в другом случае усыпальница для саркофага с мумией фараона строилась на дне открытого колодца, который приходилось впослед- ствии засыпать щебнем и замуровывать. Такую усыпальницу обычно располагали в подземной части сооружения. Ее обли- цовывали гранитом из Асуана в Верхнем Египте. Блоки для кровли усыпальницы заранее обтесывались и нумеровались перед укладкой. В усыпальнице Джосера до сих-пор можно различить подобные знаки нумерации.
Затем строилась вспомогательная насыпь, по ней к усы- пальнице подтаскивали саркофаг, где должна была поко- иться мумия, и устанавливали его на место. Однако это от- носится только к пирамидам, сооруженным после Джосера, ибо в усыпальнице Джосера скорее всего вообще не было никакого гроба. Она представляет собой маленькую комнату размерами 295х97,5х162,5 сантиметра и проникнуть в нее можно лишь через дыру в гранитном потолке, которая за- крывается огромной гранитной глыбой, как бутылка проб- кой — если только возможно представить себе пробку весом в три с половиной тонны!
В упомянутой выше книге Фёрса и Квибелла «Ступенча- тая пирамида» Фёрс пишет