Мохаммед Закария Гонейм

Потерянная пирамида

слой возводился сразу на всю высоту, прежде чем каменщики приступали к следующему, это будет означать, что по окон- чании кладки одного слоя огромную покатую дамбу из кир- пича-сырца придется отодвигать назад, чтобы освободить место для нового слоя. Такой способ неизбежно потребовал бы колоссальной затраты бесполезного труда. А мы знаем, что египтяне были слишком хорошими организаторами, чтобы на это согласиться.

В настоящее время считается, что прилегающие слои кладки возводились только для придания пирамиде прочности, и возводились они все одновременно. Сторон- ники этой теории полагают, что работа шла в следующей последовательности.

После подготовки платформы фундамента строители вы- кладывали первые ряды кладки.

Затем к одной из сторон пирамиды пристраивали вспо- могательную насыпь, по которой на полозьях втаскивали ка- менные блоки.

«По мере того как пирамида становилась все выше, на- сыпь тоже надстраивали в высоту и в длину; одновременно ее верхняя часть делалась все уже, в соответствии с суже- нием стороны пирамиды к вершине. Если угол наклона сто- рон пирамиды равнялся 52°, то и бокам насыпи придавали наклон под углом в 52°. Таким образом исключалась опас- ность оползня или обвала.

Три стороны пирамиды, не подпертые насыпью, должны были иметь дополнительные насыпи, достаточно широкие наверху, чтобы на них могли разместиться рабочие и мате- риалы. Но поскольку по ним не втаскивали снизу каменные глыбы, их внешняя сторона могла быть весьма крутой,— лишь бы они не обрушились от собственной тяжести. На •верхние площадки этих дополнительных насыпей укла- дывали деревянные балки, образовывавшие прочную дорогу для полозьев, на которых перетаскивали каменные блоки. Остатки подобных балок были обнаружены американскими археологами на месте их использования в Лиште».

Приведенный выше отрывок из превосходной книги И. Э. Эдвардса «Пирамиды Египта» [L. Е. S. Edwards. The Pyramids of Egypt, London, 1947.] резюмирует наиболее распространенное представление о строительстве пирамид. И хотя в основном он пишет о более поздних пирамидах, сложенных из мегалитических блоков, нет никаких причин полагать, что при постройке более ранних пирамид типа пирамиды Джосера или вновь найденной пирамиды приме- нялся какой-то иной способ.

Вернемся, однако, к нашей пирамиде. Хотя окончатель- ное подтверждение вышеизложенной теории может дать только полное исследование всего участка вокруг пирамиды, во время раскопок зимнего сезона 1953/54 года я нашел новые доказательства ее правильности. С четырех сторон сооружения мною были обнаружены следы того, что почти несомненно являлось строительными опорами, «дополнитель- ными насыпями», описанными выше и предназначенными для того, чтобы рабочие могли по ним подниматься на верх строящейся пирамиды. Они сооружены из «тафла» (мягкой глины) из подземных галерей.

Интересно отметить один факт: вершина этих насыпей находится выше нынешнего уровня пирамиды! Можно пред- положить, что ранее она была большей высоты и что впос- ледствии верхние ряды ее кладки были разобраны на ка- мень.

Кроме того, на западной стороне пирамиды, ближайшей к каменоломне, мы обнаружили часть первоначальной на- сыпи, по которой подносили камень. Если бы пирамида была достроена, все насыпи по мере облицовки постепенно убрали бы. Эту операцию я опишу в заключительной главе.

Сейчас еще рано делать предсказания, однако одно не- сомнение: мы нашли первую пирамиду, оставленную во время строительства, и это, по-видимому, даст нам возмож- ность разрешить ряд проблем, над которыми тщетно бились целые поколения археологов.

Глава седьмая. ПОИСКИ ВХОДНОЙ ГАЛЕРЕИ

Описанная выше работа заняла у нас всю первую неделю января 1954 года. Остаток месяца ушел на поиски скрытого входа в подземелье.

Как я уже говорил, стороны пирамид всегда точно со- риентированы по сторонам света; вход во все пирамиды Третьей, Четвертой, Пятой и Шестой династий всегда рас- полагается по центральной оси северной стороны. Объяснить такое расположение можно, только зная участь, ожидающую умершего фараона в загробной жизни.

Египтяне верили, что после смерти фараон отождествляет- ся с Осирисом, богом мертвых. Гробница скрывает тело фараона, однако когда Анубис, бог некрополя, позовет его, врата земли отверзнутся перед ним. И тогда душа фараона вознесется на небеса, посетив по пути священную землю Абидоса, где погребены его предки.

На небесах фараона встретят духи предков и превратят его в такого же блаженного духа. И тогда он пробудится для вечной жизни. Бог солнца