Ра введет его в загробное царство и посадит на трон повелителя Царства Мертвых. Фараон будет вечно пребывать на небесах, следуя за солн- цем, свершающим свой путь,
Ты спускаешься вместе с солнечным Ра,
Ты восходишь и отверзаешь путь
Через плоть бога воздуха Шу.
Ты восходишь и ты заходишь,
Ты восходишь с Ра...
Ты восходишь и ты заходишь,
Вместе с Варкой Вечерней Солнца
Погружаешься ты во мрак.
Ты восходишь и ты заходишь.
Ты восходишь вместе с Исидой
На Утренней Варке Солнца .
[трывок из Текстов пирамид фараона Унаса. Две так называемые солнечные барки, о которых идет речь, служили, по верованиям египтян, богу солнца Ра—одна для совершения его ночного плавания с запада на восток, а вторая для дневного плавания по небосводу с востока На запад. Первая называлась Варкой Сумерек, вторая — Варкой Восхода.]
Ночью фараон вместе со звездами плывет по «прекрас- ной небесной дороге». В это время он отождествляется с од- ной из полярных звезд. В облике звезды он совершает путь вокруг полюса в северной части неба. Именно для того, чтобы он мог достичь этой точки на небе, вход в пирамиду и устраивался всегда на ее северной стороне.
Вход в пирамиду Джосера также находился на северной стороне, только начинался он на некотором расстоянии от гробницы.
Мне прежде всего необходимо было установить, суще- ствовал ли вообще вход под вновь найденную пирамиду. Впрочем, в этом я почти не сомневался, потому что вряд ли кто-нибудь начал бы возводить надземное сооружение, даже не начав подземную его часть. Я знал, что вход в под- земелье должен находиться на центральной оси северной стороны. Но где именно? В какой точке?
Сначала мы откопали всю северную часть пирамиды, за- тем повели раскопки дальше на север, начиная от ее стены. Вскоре мы нашли руины — по всей видимости, это были остатки заупокойного храма.
Здесь необходимо сказать, что обычно при египетских пи- рамидах строили два таких храма—один, так называемый нижний храм, на границе пустыни и обрабатываемых полей долины, а второй вблизи самой гробницы. Они соединялись мощенной камнем дорогой, описанной выше. Сначала такая дорога служила для перевозки камня и приобретала культо- вое значение лишь впоследствии.
От подобных нижних храмов остались лишь немногочис- ленные руины, так что установить точно их назначение невоз- можно. Вероятно, эти храмы служили для ритуального омове- ния тела фараона перед бальзамированием, а может быть, и для самой церемонии бальзамирования. Они состояли из кладовых, культовых помещений, а иногда имели также бас- сейны и водостоки, по-видимому игравшие роль в погребаль- ном ритуале. Лучше всего сохранился нижний, или долинный, храм Хефрена в Гизе. Однако при пирамиде Джосера не обна- ружено даже следов подобного храма.
Верхний погребальный храм строился вблизи самой пира- миды. Храм Джосера находится возле северной стороны его гробницы. Позднее, начиная со времен правления Снофру, та- кие храмы начали, как правило, возводить близ восточной стороны пирамид.
Значение этих храмов также известно далеко не полностью. По-видимому, они предназначались для жертвоприношений и представляли собой как бы жертвенные алтари. Очевидно, здесь же жрецы проводили церемонию «Отверзание уст». При помощи этого ритуала мумия и статуи фараона как бы обре- тали жизнь.
Церемония «Отверзания уст» основана на целой серии сложных обрядов, преимущественно магического значения. Главным действующим лицом в ней был жрец-с е м, представ- лявший бога Гора, сына Осириса. Если умерший фараон оли- цетворял Осириса, то этот жрец был его сыном или во всяком случае его преемником, независимо от родства. Облаченный в шкуру пантеры, он под руководством жреца-чтеца возвра- щал жизнь телу мертвого фараона, прикасаясь к лицу его мумии различными магическими орудиями. Главными среди них были «адж» (или передняя нога заколотого специально для этой церемонии теленка), а также «долото» [«Адж» и передняя нога быка были земными воплощениями небес- ного прототипа Большой Медведицы, наиболее четкого созвездия северной части неба. Это созвездие сначала изображалось на древнеегипетских звездных картах в виде «аджа» (скребка) ковровщиков, какой употреб- лялся тогда в Египте, а позднее — в виде передней ноги быка. В Текстах пирамид «адж» описывается как железный инструмент, «отверзающий уста богов... коим он (Гор) отверзает уста Осириса.,. он отверзает их же- лезом с Большой Медведицы». Магическое «долото», должно быть, носило такой же характер. CM. G. A. Wainwright. A. Pair of Constellations Studies