так глубоко в песок, что трудно ее высвободить, и дух поглощается и борется в продолжение веков, пока он не оправится и не пойдет так же, как и тот, кто знает направление, в котором он идет. Многие испытывают это несчастие и это препятствие; они цепляются за других таким же образом, как делают это те, что поскользнувшись, падают в грязь в обыденной жизни. Те, которые могут идти, протягивают им руку помощи. Для этого и основаны оккультные школы. Они существуют для того, чтобы души людей благодаря этим препятствиям не задерживались слишком долго в своем странствовании. Тем, которые бесцельно бродят взад и вперед по пескам времени, ослепленные миражами материи, указывается путь, им помогают вступить на него и найти выход. Они не всегда хотят идти по пути, который им указывается, ибо он труден и ведет в гору. Летаргия, рожденная неудачей, тяжелым бременем ложится на них, и они предпочитают томиться во тьме, где нет ни спасения, ни истины. Задача немногих нашедших уверенность и защиту, которые даются вступившим на путь, состоит в том, чтобы звать медлящих, и помогать им идти вперед и ввысь. Вместе с познанием, что смерть и жизнь одно, приходит и познание, что желание разрушения исходит из духа ненависти. Смерть не есть разрушитель; она есть деятельность и дает новую жизнь. Человек не должен присваивать себе прав этой благой силы. В этом заключается одно из противоречий, составляющих существенную часть мистерии. Сама смерть благо, но право принять это благо не входить в круг могущества человека. Умерщвляя, он навлекает на себя проклятие. Смерть преображает результат дурного поступка для жертвы, но она не может преобразить его для грешника, совершившего поступок. Величайшая кража совершена и должна принести свою кару. Духовный закон нарушен, и тот, кто нарушает духовный закон, все же остается нарушителем, даже если бы все благие Силы собрались, чтобы само последствие его деяния было преображено.
Апрель. Страстная Пятница и Светлое Воскресение.
Глава IX.
Апрель приносит нам дивную идею Воскресения. Ученик оставляет мрачные и грустные места, в которых он совершал бдения и входит в места славы. Теперь он готов к тому, чтобы посвятить всего себя изучению самой прекрасной мысли, какая только известна людям. Время Пасхи есть экстаз года, достигающий своей высшей точки во великом Празднике Воскресения, справляемом во всем мире Христиан в день Светлого Воскресения. За ним следует чисто духовное и оккультное бдение Превращения, после которого ученик, сохраняя то место, которого он достиг во время того, кок солнце двигалось на север, повторяет и произносит выученное им, неустанно стремясь к тому, чтобы быть рожденным на еще более высокой ступени бытия, когда наступит вновь месяц рождения. Пасха напоминает в своих славословиях о том освобождении, которое будет достигнуто человеком в конце его странствия, когда он приобретет все знание, какое может быть приобретено человеческим опытом, и сбросит последнее покрывало или последнюю оболочку, скрывающую дух. Когда это освобождение достигнуто, дух окончательно покидает гроб — восстает из могилы — и материя покидается им навсегда. Так называемое Воскресение мертвых.
В начале великого Праздника Воскресения Чертог Обучения полон жизни и деятельности. Учителя ожидают своих учеников, отыскивая тех, которых они подготовили, веруя в то, что у ученика хватит смелости начать свое великое дело. Это уже не битва на поле сражения, где Арджуна из Бхагавад-Гиты побеждает свою низшую природу и свои дурные страсти. Сражение давно уже дано и выиграно учеником, достаточно сильным, чтобы войти на Пасхальный Праздник и занять свое место в Чертоге Обучения. Этот дивный дворец мудрости, находящийся в эфирном пространстве на досягаемом для человеческого духа расстоянии, воздвигнуть посвященными и последователями Христа, пребывающими вблизи мира людей, чтобы их поучать и помогать им. Всех зовут суда, всем дается возможность войти; но лишь немногие в состоянии это сделать. Те, которые в это время года способны войти в двери, чувствуют божественную атмосферу и узнают о великих присутствиях. Быстро растущие травы подымаются, когда они входят, под их стопами, все зелено вокруг них. Это время зеленых листьев, время раскрытия почек. Раз ученики уже вошли в двери, Чертог представляется им таким обширным, как поверхность самого мира; ибо благодаря тому, что все приглашены войти, стены раздвигаются до тех пор, пока не хватит места внутри для всех человеческих душ. Повсюду стоят группы и процессии священнослужителей носящих