результаты. Здесь не говорилось о странных ископаемых, об удивительных проявлениях непонятных сил, о необычных существах, встречающихся на Земле и сейчас; не говорилось и о самом, пожалуй, интересном - о необыкновенных проявлениях человеческой психики - но об этом речь впереди.
Глава третья. Контакты
Бытие есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения . Фридрих Энгельс
* * *
Ортодоксальный парадокс контактологии
...Перед человечеством стоит несколько проблем, которые, как мне кажется, могли бы быть разрешены, если бы нам удалось только обсудить их с какими-нибудь существами, способными подойти к этим проблемам с новой, беспристрастной точки зрения. Айзек Азимов
* * *
На небо люди смотрели всегда. Смотрели с любопытством, восхищением, страхом и надеждой. Всегда в человеке жила жажда встречи с себе подобными, существами, которые должны были прийти и решить растущие вместе с человеком проблемы; существами, по которым можно было бы соразмерить собственный рост и собственную перспективу; существами, сам факт бытия которых разрушил бы чувство одиночества во Вселенной, ставшее особенно невыносимым с тех пор, как человек осознал свою планетарную, свою космическую сущность.
Мечту о контакте донесли до нас мифы и предания древних греков, майя, египтян, индусов, китайцев - бесчисленных поколений народов, живших на Земле. В этих преданиях говорится и о контактах - о богах, спускавшихся па Землю в огненных колесницах, о небесных учителях, давших людям удивительные научные и практические знания.
Почти полное отсутствие коммуникации в древнем мире, система моральных запретов, регламентировавших научные, в особенности потенциально опасные знания, и общий низкий уровень науки - вот причины, выдвинутые исторической наукой, по которым распространение в древности достаточно совершенных теорий и сложных технологий признается сегодня далеко не всеми. Однако многочисленные факты говорят об обратном. Читатель может сам найти много интересного в обширной литературе, посвященной этому вопросу.
Здесь я упомяну лишь, в связи с темой этой главы, об эзотерической астрономии и космологии древних.
Например, общепринятой и рекомендуемой к преподаванию в средней школе является версия о первооткрывателе гелиоцентрической системы Копернике. Однако за тысячелетия до него в священных книгах Индии говорилось о бесконечности Вселенной и о множественности в ней миров, подобных нашей Земле. В Древнем Египте было известно, что Земля - шар, вращающийся в пространстве. О шарообразности Земли знали и древние греки.
Далеко небезупречна и вызывает ряд вопросов теория земледельческих календарей, ставшая канонической и кочующая из книги в книгу. В исторических исследованиях обычно утверждается одна и та же мысль о жизненной необходимости, заставлявшей древних египтян, ацтеков, майя, индусов вести буквально многовековые наблюдения за звездным небом и разрабатывать календари, точности которых могут позавидовать и современные. Но была ли столь необходима точность определения продолжительности года, доходившая до секунд, для предсказания времени разлива Нила или момента истощения почвы из-под выжигаемых лесов и времени перехода на другие участки? Каким образом наши славянские предки, веками пахавшие и сеявшие в зоне, как сейчас принято говорить, рискованного земледелия, обходились без таких календарей? Им-то в соответствии с теорией земледельческого календаря уж никак нельзя было ошибаться в выборе времени для тех или иных полевых работ.
Настоящую сенсацию вызвало знакомство с космологическими представлениями догонов - племени, обитающего на территории Мали. Догоны, живущие в труднодоступном районе и традиционно сопротивляющиеся внедрению чуждых культуры и религии, сохранили в неприкосновенности свои обычаи и верования.
В представления догонов Вселенная является бесконечной, но измеримой, заполненной спиральными звездными мирами, в одном из которых находится Солнце. Этот мир можно наблюдать на небе в виде Млечного Пути. Большинство видимых светил представляет внешнюю систему звезд, влияние которых на земную жизнь, по мнению догонов, относительно невелико. Внутренняя же система, непосредственно