которые появлялись в компании властных, магически одаренных богинь. То, что Осириса нередко изображали с лицом или кожей зеленоватого цвета, вынудило некоторых исследователей связать его с темой плодородия. К примеру, сэр Джеймс Фрэзер рассматривал Осириса как примитивного бога кукурузы или бога урожая; этот же ученый высказал мнение, что история о воскресении Осириса была тесно связана с ежегодным возобновлением процесса вегетации, с которым египтяне связывали веру в жизнь после смерти. Однако со временем взгляды изменились. Относительно недавно В. Б. Эмери выступил с утверждением, что культ Осириса, «хотя и имеет характеристики естественного поклонения, первоначально являлся культом умершего царя, а миф об Осирисе представляется эхом давно забытых событий, происходивших в действительности» [7]. Можно также утверждать, что в архетипе Осириса большую роль играет пассивная по своей сущности стихия Воды: древние изображения нередко демонстрируют нам Нефера сидящим на троне в окружении воды, из которой поднимается росток священного лотоса со стоящими в нем четырьмя сыновьями Гора (четырьмя стихиями, или сторонами света) (см. рис. 4-3, а также главу 12).
Многие из древнеегипетских мифов о божественном сотворении можно также рассматривать и как последовательное описание стадий термоядерной реакции, в процессе которой водород превращается в гелий и далее в углерод, являющийся основной молекулярной структурой нашей планеты. Кроме того, в мифе об Исиде просматривается значение звука, или соники. Согласно одной из легенд, Исида получила свои магические знания скорее от Ра, чем от Тота. Постаревший бог был укушен ядовитой змеей, которую при помощи колдовства направила сама Исида. Не понимая причины своего недомогания, Ра обратился к Исиде за помощью, однако она отказывалась исцелить старого бога до тех пор, пока он не откроет свое тайное имя и тем самым не передаст ей свою власть. Он в конце концов сообщил ей свое сокровенное имя и вследствие этого утратил свое могущество. Если рассматривать это событие сточки зрения влияния Сириуса, это означает, что Исида в качестве представителя Сириуса А — звезды-голубого гиганта, которую мы видим на ночном небе, — унаследовала знания (или энергии) от своего двойника — Сириуса В, который до коллапса был желтым карликом, подобным нашему Солнцу.
Нефтис иногда считают тайным аспектом своей сестры Исиды, хотя в действительности она является вполне самостоятельной богиней. В сущности, ее архетип связан с глубоким бессознательным, содержание которого редко открыва-
ется сознательной сущности (когда же это происходит, последствия могут оказаться крайне травмирующими). Нефтис является одновременно Утаивающей и Открывающей; это говорит о том, что для непосвященных, которые не умеют обращаться с подобными вещами, лучше не касаться их; зато Посвященные, прежде чем продвинуться к определенной точке на пути Внутреннего Знания, должны вызвать силу откровения богини. Предполагаемый «брак» Нефтис и Сета, Господина Хаоса, свидетельствует о том, насколько древние египтяне разбирались в человеческой психологии и соответствующих космологических принципах.
Скрытые аспекты, с которыми связан архетип богини, нередко включают в себя тень, или ид —тот аспект сущности, с которым нам придется столкнуться лицом к лицу и подчинить его себе, если мы собираемся овладеть хаосом и насладиться плодами гармонического равновесия.
Интересным с психологической точки зрения персонажем является Сет: ведь многие философские школы древности (да и нынешняя наука, судя по всему) утверждают, что Вселенная вечно колеблется между двумя крайностями —хаоса и порядка, так что умение манипулировать (т. е. овладение) одним из полюсов приводит к совершенствованию и стабилизации противоположного полюса. Особое значение имеет уже тот факт, что Сет, как представитель хаоса, был включен в число пяти сириусианских Неферов. С моей точки зрения, это предполагает, что истинное знание должно всегда содержать в себе элемент свободного волеизъявления, хотя свобода выбора дает не только «кирпичики», из которых строится здание соматического и духовного эволюционного прогресса, но и служит орудием разрушения. Это орудие разрушения может проявить себя или коллективно —через технологию, религию, психологию или политику данного времени, или субъективно — через тень, ид, или низшие качества природы индивидуума.
Древние египтяне, как и их учителя из Атлантиды, прекрасно осознавали это. Поэтому чтобы сохранить свои знания в