перекликалось со скрывающим полноту вещей измерением. Чему они нас учат?-думал я о наших преподавателях. -Исти- на же сжиматься учит нас. Для меня это тем более было актуально, что опыт одного расширения у меня уже был. Более того:Только там, где нет насыщенья жизнь получит толчок вперед. После слова насыщенье я подс- тавлял слово информацией. Требуемое от нас бумаготворчество при на- писании конспектов при моей уверенности в себе, что было не голой ам- бицией, казалось мне маразмом, которого я надеялся избежать. Ну, нес- колько тезисных заметок,- делал я с собой компромиссы под нажимом пре- подавателей перед первым своим уроком по географии.- Ну, ладно, облеку их в таблицы. И тем не менее, прогуляв все свободное время, я явился на урок без единой помарки в тетради. Но что было самым печальным- упал духом, испугавшись проверки. Победителя в этом случае даже в случае словесной победы могло не быть. Нужно было подстраховаться.
-Нина Михайловна, я не готов,-печально сказал я ей. Но Нина Михай- ловна Меньшикова была своим человеком.
-Ты же знаешь?
-Да!
-Марш на урок и никаких не могу.
Я влетел в класс. После моих слов урок окончен, получившие оцен- ку- ко мне на стол дневники над классом поднялась теплая вол- на:-У-у-у! -Умница!-вогнала меня в краску Нина Михайловна. И я чувствовал что так оно и есть. Рассказывая ребятам о климате в Казахстане, я расс- казал им о трех обугленных солнцем девушках, которые, будучи в экспе- диции и уйдя за бархан в туалет, не смогли найти дороги назад, о чем слышал, служа в армии. Рассказывал я им и об увиденном и услышанном в Алма-Ате. Эти рассказы весомо активизировали их уставшее от программы внимание. О конспектах мне сказала даже не Нина Михайловна, а их классный руководитель Светлана Васильевна мягко и с улыбкой сказав все-таки. Человечность для меня была пряником, отказать которому я не мог.
С биологией было иначе. Мой первый конспект был признан лучшим учительницей школы, совмещавшей обязанности нашего методиста. Лучшим и по количеству и качеству информации. На незначительные отходы от клас- сической формы она даже не обратила внимания, как и на отсутствие слов а теперь, ребята, я перехожу к основной части урока, которые и стали краеугольным камнем наших дальнейших отношений. К моему великому сожа- лению, я не сказал их во время первого урока. Ее приказной тон отвернул меня от написания их дальнейшем, в результате чего все остальное, от- ходящее от формы, стало вопиющим безобразием, с которым необходимо стало бороться, начиная от вторжения в ход урока, кончая вызовом руко- водителя практикой. То что у большей частью окаменевших на ее уроках учеников научные термины стали обиходными после 4 моих, а полупустой журнал наполнился положительными оценками, она замечать не хотела. Снял напряженность конфликта мой вопрос -кто она?-Друг или враг? По биоло- гии я получил тройку. Не обошлось и без курьеза. Чувствуя душой бли- зость к людям и искренне желая им помочь, я не осознавал восприятие ими своих способностей, являющихся просто зрением и памятью. Внешне я уступаю своему возрасту лет на 5-6, когда и больше. А внутренне и по- давно. Первый анализ урока моего товарища начался с меня.
-Ты не видишь детей, треть не слышишь того, что говоришь, фраза ... не имеет смысла, говоря ..., ты хотел сказать ..., но сказал непра- вильно, растянул вступление, скомкал конец, забыл о дневниках. Моя оценка-твердая тройка.
Парень был солидным, моим ровесником. Одевался и держал он себя как кадровый учитель сельской школы. Я разбил его для него беспощад- но. Методист, обрадованная тем, что ей не надо говорить, также как и моей серьезности, закончила мой анализ одним-двумя дополнениями. Все, посерьезнев, замолчали. В его глазах был страх. Засмеялся он при встрече со мной на улице после приветствия лишь через два года.
Душа требовала друга. Поклонницы у меня были. Но я искал безогляд- ности в отношениях. Звали ее Вика. Училась она на пятом курсе другого факультета. Что-то нежное и пацанячье сквозило из ее глаз.
-Я - петух, но миролюбивый,- сказала она мне в одну из наших пер- вых прогулок.
Спорт продолжал оставаться моим Богом. Саша Гостев ушел из инсти- тута и теперь работал на двух работах, одной из которых был физкуль- турный диспансер, где он выполнял обязанности сторожа. Там был неболь- шой физкультурный зал, но с зеркалами и тренажерами, куда Саша и пред- ложил мне ходить заниматься. Куда я и повел Вику.
Ее реакция была молниеносной. Мячи она хватала, как-бы обрывая их полет. Я