Сущность тьмы – это изменения и переход. Здесь мы делаем особенное ударение на слове сущность, потому что именно сущности являются теми ключами, которые открывают двери к тайнам Темной луны. Вычленение сложных понятий, фильтрация мистических откровений и магической мудрости до их сущности представляется важной задачей в каждом Духовном предприятии. Когда мысль сужается до ее сущности, она превращается в символ. Символы, сущности, принципы и ощущения, имеющие всеобщее значение, называются архетипами. Еще один способ описания архетипа состоит в том, чтобы назвать его мотивом, основной последовательностью, повторяющей саму себя на протяжении многих отдельных культур в самых различных обличьях [5]. Архетипы широко встречаются в фольклоре или мифологии любой культуры – в этих двух повествовательных жанрах, нередко содержащих значительные мистические откровения.
Современной формой, которую принял этот мистический фольклор в европейской культуре, являются сказки. Многие из известных нам сегодня сказок существуют с незапамятных времен; изначально они появились в виде преданий, которые рассказывали и пересказывали деревенские старейшины [6], которыми были жрецы (жрицы) языческих религий, в то время превалировавших в «Старой Европе» (т.е. Европе до начала вторжения римлян и появления христианства) [7].
В мифах и сказках присутствуют два персонажа-архетипа, символизирующих изменения, переход состояния и тьму. Например, Крон (старуха, женщина, вышедшая из детородного возраста) является архетипом темной женской силы [8]. Она появляется в виде матери-покойницы или друиды (как в сказке «Эшпуттель»), направляющей и дающей магическую силу [9]. Не менее часто она появляется и в облике доброй феи, как, например, в сказке «Шиповничек» [10]. Крон предстает перед нами и в еще одной ипостаси – на этот раз блюстительницы правосудия – к примеру, в образе доброй волшебницы из сказки «Рапунцель» [11].
Для мужчин наиболее часто повторяющимся является мотив Мудреца или отшельника – старца, которого уже давно не тревожат ни любовные воздыхания, ни жажда подвигов [12]. Это мужчина, чей взор повернут внутрь. В таком виде он возникает в сказке «Трехглавый колодец», где мудрый пещерный затворник управляет волшебным путешествием тех, кто идет по дороге [13]. В «Биннори» он является нам в качестве защитника справедливости и в образе волшебного арфиста [14]. В сказании «Чайльд Роуланд» Мудрец берет на себя ту же роль, что и мудрая и благодетельная сказочная богиня или добрая фея [15].
Вместе Старуха и Мудрец учат, как идти по пути вспять, по спирали против движения солнца (или «против часовой стрелки»). Эта спираль является символом жизненного цикла Темной луны, выдергивающего вас из физического существования, из области физических проявлений и действий. Она закручивает вас в направлении вашего духовного центра, где вы встретитесь с вашим внутренним существом, его проявлениями и действиями. Старуха и Мудрец помогут вам наполнить каждое физическое действие смыслом, а это, в свою очередь, превратит каждое ваше движение в жизни в нечто священное.
Этот духовный путь называется Виккой; он согласуется с архетипами тьмы и охватывает их. Кроме того, путь Викки также называют ведовством. Возможно, что кто-нибудь из читателей несколько испугается этого слова; другие только обрадуются. Многие из нас представляют себе ведьму в виде мрачного создания, «прислужницы тьмы» – отвратительной старухи, склонившейся над булькающим котлом. В какие еще персонификации мы действительно верим, как не в те, что вбиты в наши головы массовой культурой? Но за пределами мифов и легенд лежит мир ведовской традиции, цель которого состоит в почитании и утверждении отношений между человеческими существами. Божественным и Силой.
Эти основные вехи священной ведовской жизни остаются одинаковыми для всех, кто связан с духовным путем шамана. Шаманские традиции вызывают к жизни те части мужского или женского естества, которые являются естественными, дикими, первозданными. В культуре племенного строя шаман представлял миру сверхъестественного. Для большинства людей слово шаман идентично понятиям «лекарь, знахарь». Шанса – это обученный, знающий человек, целитель(-ница), жрец (или жрица), мудрейший. В какой бы культуре ни появился шаман, его или ее основная обязанность состоит в том, чтобы встретиться с духовными силами и подчинить их себе для дальнейшего использования. Именно такие аборигенные шаманские практики из почитающих культ Земли религий Северной и Западной «Старой» Европы и составляют основу